X

Общие требования к характеристике климата по картам

В методической литературе пока еще нет единой системы чтения климатической карты, охватывающей курсы географии материков и физической географии СССР. Общей целью, объединяющей оба курса, является обучение характеристике климата территории и усвоение климатических условий изучаемых природно-территориальных комплексов разного размера.

Поэтому в начале VI класса перед учащимися ставится задача — научиться по климатической карте описывать, а затем путем наложения карт объяснять Климат материков и их частей. Всю последующую работу по описанию элементов климата и нахождению их причин надо рассматривать как подготовку к развернутой характеристике климата. К такой характеристике предъявляются следующие требования.

Цифровые показатели климата — средние температуры, годовое количество осадков, величина испаряемости — приводятся не для одного какого-либо пункта территории, а для нескольких. С их помощью можно выяснить закономерности изменения климатических условий и затем указать причины, вызывающие эти изменения. Содержание некоторых- климатических карт позволяет указать изменения климатических элементов и по сезонам (температуры, распределение годового количества осадков, ветры).

  1. Климатические различия, как правило, нуждаются в объяснении.
  2. В описаниях указывают основные типы климата, имеющиеся на изучаемой территории.
  3. Характеристика климата должна быть построена в определенной последовательности.
  4. Необходимо обеспечить постепенное увеличение самостоятельности учащихся. На заключительном этапе обучения характеристика климата дается, как правило, без готового типового плана.

Кроме того, в характеристику климата обычно включают оценочные элементы, относящиеся к температурам, годовому количеству осадков, их сезонному распределению и т. д. В географической литературе, например, указывают большое или незначительное количество осадков, резкую континентальность климата, жаркое лето, неравномерность выпадения осадков и т. д. Такая оценка климата делает его характеристику более полнокровной, обеспечивает понимание школьниками качественной стороны количественных явлений.

Перечисленные требования являются общими для VI—VII классов. Однако уровень климатографических работ в курсе физической географии СССР существенно выше. Здесь используется не одна, а несколько карт, в том числе карты распределения солнечной радиации, осадков по сезонам, климатических поясов и типов климата и ряд других. В VII классе полнее знания о климатообразующих факторах. Для их выявления также необходимо несколько карт. В результате можно глубже проникнуть в суть климатических процессов.

В зависимости от содержания работы и степени самостоятельности учащихся можно наметить несколько уровней чтения климатической карты:

  • первый — описание климата по типовому плану, данному учителем или содержащемуся в учебнике, т. е. по образцу;
  • второй — полная характеристика климата территории, включающая описание элементов климата, его типов, климатообразующих факторов с использованием типового плана;
  • третий — описание климата без использования инструкции. Как и на первом уровне, объяснение элементов климата не дается;
  • четвертый — характеристика климата без использования инструкции, дается объяснение элементов климата.

Указанные уровни выделены для развернутых характеристик климата. Они ориентировочны, так как обычно работам школьников свойственны показатели разных уровней. Все же они могут служить известным ориентиром для учителя.

Чтение климатических показателей

С психологической точки зрения чтение любой карты включает в себя узнавание ее условных знаков, их рассмотрение в определенной последовательности и, наконец, объяснение причин возникновения или изменения ^изображенных условными обозначениями объектов и явлений. Следовательно, прежде чем объяснить причины возникновения или изменения природных объектов и явлений, надо проанализировать содержание условных знаков карты. Климатические показатели, выраженные средними данными, позволяют сделать выводы о закономерностях размещения и изменения климата.

Обучение чтению климатической карты начинается в VI классе. Ознакомление с нею, как и с другими картами, включает рассказ о ее назначении, сущности изображения климатических элементов, о способах их изображения. Далее осуществляется система упражнений по чтению элементов климата. При ее построении важно учесть основные цели чтения климатической карты, особенности усвоения разных условных знаков, необходимость постепенного увеличения самостоятельности учащихся.

Наблюдения показывают, например, что чтение изотерм сложнее определения годового количества осадков. Значит,

нужны дополнительные разъяснения учителя и большее количество упражнений по чтению изотерм, специальный их подбор.

Описание температур по карте. Климатические показатели — важнейшая часть характеристики климата. Их изучение вовсе не сводится к считыванию цифровых показателей. Необходимо установить, в каком направлении изменяются климатические элементы, чем вызваны эти изменения.

Учитель указывает, что изучение климата любой территории всегда начинают с выяснения летних и зимних температур. Эти показатели определяют по климатической карте. Если учащиеся начинают свой рассказ о климате с годового количества осадков, то это. существенный недостаток ответа. Далее предлагается система упражнений, обеспечивающих постепенное овладение приемами описания температурных условий. Задания учителя предусматривают:

  • чтение изотерм января и июля для одной точки;
  • определение амплитуды средних температур;
  • определение абсолютных максимальных и минимальных температур и их амплитуды;
  • вывод о направлении изменения среднемесячных температур;
  • объяснение причин изменения температуры в каком-либо направлении;
  • выяснение причин замкнутого хода изотерм;
  • описание температурных условий территории;
  • характеристика температурных условий территории.

Осуществление этой системы упражнений начинается с первого урока по климату Африки. Учащиеся выполняют задания учебника по чтению изотерм, после чего учитель указывает, что элементы климата материка изменяются под действием разных причин. Учащиеся выполняют новые задания:

  1. Какие изотермы января проходят в северной и южной частях Африки? В каком направлении они изменяются?
  2. Почему средние температуры января в Африке изменяются с севера на юг?

Легко заметить, что эти вопросы взаимосвязаны и типичны для многих заданий не только по климатической карте.

Дополнительно к объяснению учителя при изучении средних температур января и июля полезно в тетради учащихся записать типовые вопросы:

  1. Каковы температуры на территории?
  2. Как и в каком направлении они изменяются?
  3. Чем вызвано их изменение?

После записи дается проверочное задание: выяснить температуры июля на территории Африки. На какие три вопроса нужно при этом ответить? После ответа учащиеся читают карту в указанной последовательности.

Упражнение сопровождается пояснениями учителя. Так, на климатических картах в атласах для VI и VII классов показаны абсолютные максимальные и минимальные температуры. Если не рассказать об этих данных, то учащиеся часто смешивают их со средними температурами января и июля или не пользуются ими. Для выяснения направления, в котором изменяются температуры, полезно запомнить, через сколько градусов проведены изотермы на климатических картах. Такие разъяснения ускоряют овладение приемами чтения температурных показателей. Учащиеся легче ориентируются на карте, быстрее выполняют задания.

Свои особенности имеет методика изучения температурных показателей при изучении природных областей материков и крупных территорий Советского Союза. В тексте учебника нередко отсутствуют сведения о средних температурах лета и зимы, о годовом количестве осадков. Эти сведения учащиеся берут из климатических карт.

Иногда цифровые данные имеются в учебнике, но им нет объяснения. При необходимости и наличии времени возможны задания объяснить различие температур, причины большой континентальности климата, разного количества осадков.

Например, при изучении Карпат предлагается указать, почему в Высоких Карпатах выпадает больше осадков, чем в Предкарпатье. При выполнении подобных заданий, как правило, требуется сравнить климатические условия разных частей одной территории или соседних территорий. Примеры таких заданий:

  1. Сравните климатические условия северных и южных склонов Кавказа. Чем объяснить их различие?
  2. Докажите, что Черное море сильнее влияет на климат Кавказа, чем Каспийское море.

Еще одно направление — учить учащихся видеть реальное содержание цифровых показателей температуры. Многие учителя не обращают внимания на эту сторону обучения.

Для определения характера лета и зимы в зависимости от температуры в помощь учащимся полезно составить специальную таблицу.

Приведенная классификация обобщена в учебных целях и не предусматривает определений «очень суровая зима», «умеренно теплое лето» и т. п. Специально запоминать ее содержание нет необходимости. Достаточно изготовить таблицу и вывесить в классе. Использование таблицы помогает точнее читать климатическую карту, особенно в VII классе, где характеристика климата отличается подробностью.

Таблица 4

Характер лета и зимы в зависимости от температуры

Определение годового количества осадков. Этот прием обычно не вызывает у школьников затруднений. Он сходен .с определением глубин океанов и морей по шкале глубин, преобладающих высот — по шкале высот. Рассказывая, как определяют годовое количество осадков, учитель подчеркивает одинаковый способ изображения, принятый на климатической карте для осадков, а на физической — для изображения глубин и высот. Далее разъясняется, что годовое количество осадков указывают в соответствии с условными знаками карты, например: «В Африке, в области Северного тропика, выпадает менее 100 мм осадков за год», «На севере Австралии выпадает за год от 1000 до 2000 мм осадков». Учащиеся нередко указывают лишь одну цифру..

Осадки, как правило, распределяются неравномерно и по территории, и по сезонам. Нужно добиться, чтобы учащиеся видели эту неравномерность, указывали ее, подтверждали свой вывод соответствующими данными, а затем объяснили соответствующими причинами. При этом осадки связывают с конкретными частями территории, например: «Осадки на острове Мадагаскар распределяются неравномерно. Больше всего их на востоке острова — более 2000 мм, к западу их количество уменьшается. Здесь выпадает от 1000 до 2000 мм» и т. д.

В VII классе становится возможным на основе карт отмечать сезонное распределение осадков (см. карты на с. 73 учебника). Поэтому в описании осадков можно включать сведения об их сезонном распределении.

Содержание работы по выявлению условий увлажнения изучаемых территорий такое Же, как и по чтению температурных показателей. В начале курса географии материков и физической географии СССР учащиеся определяют годовое количество осадков, объясняют их климатообразующими факторами. Например, как атмосферное давление влияет на осадки? Свой вывод подтвердите данными климатической карты Африки. Как и при изучении температур, учащиеся указывают на особенности распределения осадков по территории и по сезонам, подтверждая цифрами сделанный вывод, а затем называют причины пи-явленных особенностей.

Для обучения полным и правильным ответам полезно не только дать образец ответа, но и выполнить ряд. тренировочных упражнений. Среди них полезны задания продолжить ответ, например:

  1. На климатической карте видно, что осадки на территории Австралии распределяются неравномерно. Продолжите ответ.
  2. Осадки в Австралии выпадают неравномерно. Больше всего их на востоке материка, где горы задерживают влагу, приносимую юго-восточными пассатами. Чем нужно дополнить рассказ?

Такие задания помогают осознать требования к полноте описания годового количества осадков.

Определение типа климата.

Основными единицами климатического районирования в школьной географии являются климатический пояс и климатическая область. Каждой климатической области (а при их отсутствии — поясу) соответствует- определенный тип климата.

Понятие о климатических поясах формируется на основе карты. Специальные задания обеспечивают тренировку учащихся в их определении, например:

  1. В каких климатических поясах расположена Африка?
  2. В каких климатических поясах расположен остров Мадагаскар?
  3. Какой климатический пояс занимает наибольшую часть Африки?

Такие же задания выполняют и в курсе физической географии СССР. Они позволяют уверенно находить климатические пояса, а затем делать выводы о типе климата для климатической области.

Одной из существенных особенностей многих материков и нашей страны является континентальность климата. Так, в пределах умеренного климатического пояса северного полушария учащиеся знакомятся с умеренно континентальным, континентальным и резко континентальным климатом. Сведения о континентальности климата учащиеся получают из учебника. Известным ориентиром служит указание учителя (и учебника), что на Восточно-Европейской равнине климат умеренно континентальный, на Западно-Сибирской равнине — континентальный, в Восточной Сибири — резко континентальный. Полезно дополнить определения учащихся ссылкой на величину амплитуды, характерную для данного типа климата. По климатической карте можно указать, какая из территорий имеет более континентальный климат. Для этого обычно сравнивают амплитуду температур для нескольких точек на одной параллели. При изучении Советского Союза это удобно сделать, например, для широты 60°. На этой параллели климатическая карта содержит абсолютные максимальные и минимальные температуры.

Для лучшего соотнесения климатических поясов и областей (или типов климата) целесообразно определять их не порознь, а одновременно. Приведем несколько примеров вопросов и заданий:

  1. Какие климатические области расположены в тропическом климатическом поясе Австралии?
  2. Определите типы климата в умеренном климатическом поясе-СССР. Почему континентальность климата в нашей стране возрастает с запада на восток?

Если не обращается внимание на точность и четкость определения типов климата, то возникают ошибки в его описаниях. Особенно часты они при описании климата восточных окраин Советского Союза и восточного побережья Евразии.

В целом чтением условных знаков климатической карты, ее анализом, определением климатических поясов и ряда типов климата учащиеся овладевают легче, чем выяснением климатообразующих факторов, устанавливаемых обычно по физической карте.

admin:
Related Post