Изучению рельефа— одного из ведущих компонентов любого природного комплекса — в школьной географии отводится много места времени. Нынешняя программа по географии предусматривает изучение не только морфологических особенностей земной поверхности, но и процессов ее образование и развития. Поэтому нужны различные карты — физические, тектонические, геологические и др., отражающие эти процессы.
Физическая карта является основой формирования различных приемов изучения поверхности Земли, обеспечивающих усвоение понятий о ней. Систему основных приемов изучения рельефа учащимися можно представить в виде ряда связанных между собой описаний по физической карте:
Из схемы видно, что описание основных форм поверхности,— гор и равнин— включает примерно одинаковые, признаки, отображаемые картой. Действующие в настоящее время программы по физической географии содержат довольно полную систему геоморфологических понятий, что позволяет предложить и со
ответствующую систему приемов чтения рельефа. Их усвоение идет на протяженны нескольких лет обучения. Так, обучение описанию рельефа территории в целом —одна из. целей курсов географии материков и физической географии СССР. Отдельные формы поверхности — горы, низменности, возвышенности — описывают в V—VII классах.
Происхождение и изменение рельефа, его вещественный состав определяют по тектонической и геологической картам начиная с VI класса.
Чтение рельефа в V классе.
В обучении чтению рельефа по физической карте можно выделить три этапа. Первый — начальный курс физической географии. Здесь школьники знакомятся с изображением по карте основных форм поверхности, со шкалой высот, отметками высот, горизонталями. Формируемые в этом курсе приемы чтения рельефа разнообразны. К ним относится определение абсолютной и относительной высот по отметкам высот и горизонталям; направлений уклона местности по горизонталям и по окраске; форм микрорельефа— холма, впадины. Пятиклассники знакомятся также с классификацией гор по высоте. Вся эта работа тесно связана с содержанием изучаемых понятий. В пятом классе эта связь самая непосредственная.
Рассмотрим несколько особенностей чтения физической карты, характерных для V класса. Прежде чем перейти к географической карте, пятиклассники изучают план местности. Характерно, что многие условные знаки являются общими или сходными для плана и карты. Естественно, пятиклассникам нужно показать эту общность, в том числе на примере рельефа. Так, например, рельеф изображают на топографическом плане и физической карте с Помощью горизонталей и отметок высот. Для изображения высот на физических картах применяют новый способ — послойной раскраски (цветового фона). Некоторые черты рельефа планы и карты изображают по-разному. Одинаковые условные знаки, характерные для карты и плана, теснее связывают и облегчают переход от плана к карте. Такие же приемы целесообразно привести по другим элементам рельефа—показать способы изображения направления вытянутости, крутизны склонов.
Особое внимание нужно обращать на усвоение классификации гор по высоте, которой в школе уделяют еще недостаточное внимание при чтении физической карты.
Можно предложить учителю следующий прием ознакомления-пятиклассников с классификацией гор по высоте.
Шкала высот на физической карте отражает эту классификацию. К низким относятся горы высотой от 500 до 1000 м, к средневысотным — от 1000 до 2000 м, к высоким — более 2000 м (в геоморфологии выделяют также очень высокие горы, высотой более 5000 м).
Для лучшего запоминания классификации полезно изобразить шкалу высот в виде плаката:
Шкала горных высот физической карты.
Затем выполняется ряд заданий, закрепляющих классификацию. К каким по высоте горам относятся Кавказские горы? Какие высоты преобладают в Уральских горах? К каким по высоте горам их можно отнести?
Используется также атлас для V класса, в котором на с. 5 показаны горы разной высоты.
С классификацией гор тесно связано определение преобладающих высот поверхности. Учащиеся легко называют наибольшие высоты по их отметкам, но затрудняются указать преобладающие высоты. Поэтому при формировании приема учитель объясняет, что означает это понятие. Полезно изобразить на доске профиль горного хребта, у которого, например, преобладают высоты от 1000 до 2000 м. Затем учитель показывает, что преобладающие высоты определяют по наибольшей площади, занятой той или иной высотой и соответствующей ей окраской на карте. Далее предлагают ряд заданий, в том числе по атласу, с. 5. Такой подход обеспечивает более тонкое различение условных знаков физической карты.
В V классе предусмотрено описание основных форм поверхности Земли — равнины и горы. Такие описания позволяют систематизировать усвоенные ранее приемы чтения рельефа, использовать их в новых условиях. Для описания форм рельефа программа предлагает типовые планы. В начальном курсе физической географии они тесно связаны с общими географическими понятиями. Если практические действия учащихся по физической карте позволяют выявить существенный признак понятия, то соответствующий пункт включается в план. Поэтому в описание равнины, например, входит такое действие, как определение направления ее понижения, — это один из существенных признаков равнины. В то же время нет необходимости указывать, какие реки пересекают ее, ведь если на равнине нет рек, она не перестает быть равниной. Нецелесообразно также включать в типовой план такие вопросы, на которые нельзя ответить по карте, например выяснить происхождение Амазонской низменности. Этот пункт уместен в VI классе.
Содержание плана описания гор и равнин по физической карте дано в программе. Дополнительно к этому плану описания гор нужно указать xapaктep склонов хребта, так как наличие противоположно направленных склонов — один из существенных признаков горного хребта.
Рекомендуемый программой план с добавлением пункта о характере склонов отражает все существенные признаки общего понятия о горах. Этот план рекомендуется записать в тетради и пользоваться им в течение всего года, описывая горы. Некоторые учителя сообщают такой план каждый раз, когда предлагают описание. Это приводит к лишним затратам времени, а главное, не приучает школьников видеть в плане типовую инструкцию, пригодную для различных учебных ситуаций.
Далее объясняется, как надо работать с планом описания гор и картой. Географическое положение определяют по отношению к материку, на котором расположены горы или равнины; протяженность форм поверхности можно измерить либо по градусной сетке, либо по масштабу; нужно указать название самой большой вершины горного хребта. Важно научить школьников из своих ответов составлять связный рассказ, а не ответы на вопросы плана.
Эти и другие указания сообщают устно, они целесообразны и в\’ учебнике. Первые описания учащиеся выполняют медленно, однако при правильном обучении и неоднократном повторении учащиеся справляются с ними успешно.
Одно из заданий может иметь сравнительное содержание. Так, учебник V класса (с. 67) предлагает сравнить Кавказские горы с Уральскими. Сравнение идет более уверенно, если предварительно учащиеся описывали один из объектов самостоятельно.
Работа по физической карте в V классе имеет большое значение, так как она обеспечивает усвоение общих географических понятий о формах земной поверхности, их морфологических признаках, происхождении.