X

Обучение приему описания географического положения территории в VI—VII классах

Основные отличия этих курсов от предыдущего состоят в следующем:

  1. Здесь впервые дается научное определение понятия «географическое положение». Учебники полно раскрывают его содержание, включающее признаки положения относительно других объектов и математических линий.
  2. Одновременно происходит формирование двух взаимосвязанных понятий —«географическое положение» вообще и «географическое положение» конкретной территории — Африки, Австралии, Урала, Западно-Сибирской равнины и др. Такой подход повышает осознанность знаний при условии, если учитель повторяет содержание Понятия на всем протяжении курсов.
  3. В VI—VII классах осуществляется в основном обучение самостоятельному описанию географического положения территории. Оно идет одновременно с формированием соответствующего понятия. —
  4. Начиная с VI класса учащиеся используют специальные планы описания положения по карте. Они постепенно изменяются вместе с усложнением понятия: добавляются новые объекты, влияющие на природу территории, относительно которых следует определять положение!

Одновременно возрастает самостоятельность школьников. Усваиваемый прием приобретает большую гибкость. Так, при описании географического положения Западно-Сибирской равнины в VII классе многие учащиеся определяли ее положение относительно Среднесибирского плоскогорья.

Таким образом, новые условия обучения требуют:

  • более целенаправленного формирования понятия «географическое положение»;
  • обучения приему описания географического положения по карте на основе формируемого понятия;
  • более развернутых и самостоятельных описаний по карте;
  • широкого использования знаний об особенностях гео> графического положения для объяснения природных условий изучаемых территорий, т. е. переноса приема на новый материал.

Описание географического положения в VI классе.

Понятие «географическое положение материка» вводится дедуктивным путем, как и ряд других общих понятий в VI классе. Процесс обучения в разделе «Африка» идет по следующему плану:

  1. Цели изучения географического положения материка.
  2. Раскрытие содержания этого понятия.
  3. Постановка целей урока:
    • а) выяснить главные особенности географического положения Африки;
    • б) учиться самостоятельному описанию положения материка по физической карте.
  4. Изучение географического положения Африки: сообщение и запись плана описания географического положения материка. Беседа по плану и физической карте.
  5. Изучение береговой линии Африки. (Сведения о ней не входят в понятие «географическое положение», но изучаются вместе.)

Эта последовательность во многом сохраняется при рассмотрении последующих материков, а также в курсе физической географии СССР.

Сведения о значении изучения географического положения и содержании этого понятия обеспечивают осознанность формируемого приема. В учебнике по географии материков содержание понятия изложено с помощью описания тех действий, которые надо выполнить, чтобы выяснить географическое положение материка. Для примера зависимости природных условий от положения территории на земной поверхности учитель напоминает об известной школьникам связи количества получаемого Землей тепла с географической широтой, а количество осадков нередко зависит от близости или удаленности от океанов.

Постановка целей урока перед учащимися помогает осознать направленность познавательной деятельности учащихся, тот результат, который должен быть получен в процессе обучения.

Типовой план описания географического положения материка имеет такое содержание:

  1. Величина материка.
  2. Положение материка относительно экватора (тропика, полярного круга), нулевого меридиана.
  3. Крайние точки материка и их координаты. Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
  4. Океаны и моря, омывающие материк.
  5. Близость к другим материкам или удаленность от них.

Сведения о величине территории не входят в содержание понятия, но в учебных целях рассматриваются вместе (необязательно вначале).

По записанному плану и карте начинается беседа:

  1. Посмотрите на карту полушарий. Какие материки превосходит Африка по своей территории, а какому уступает?
  2. Откройте с 6 учебника. По диаграмме определите, чему равна площадь Африки.
  3. Во сколько раз площадь Африки больше площади Антарктиды?
  4. В какой части Африки проходит экватор? Северный .и Южный тропики? Сделайте вывод о возможном климате Африки:
  5. Как расположена Африка по отношению к нулевому меридиану?

Затем учитель показывает крайние северную и южную точки Африки и предлагает определить их широту. Он подчеркивает, что это необходимо для определения протяженности материка в градусах и километрах. Далее учащиеся узнают протяженность Африки между крайними западной и восточной точками, учитывая данные карты полушарий атласа о величине одного градуса долготы на широте 10 и 20°. Такие данные помещены у выхода параллелей на рамку карты.

Нужно учесть, что в школьной географии приняты два способа измерения протяженности материков. Их применение зависит от условий обучения.

Протяженность материка можно узнать по разнице широт или долгот между крайними точками. Это более сложный способ, так как крайние северная и южная точки обычно лежат на разных меридианах, а крайняя западная и восточная точки — на разных параллелях. Учитывая это, нередко измеряют протяженность материка не по его крайним точкам, а по какому-либо меридиану или параллели. При условии хорошей подготовки учащихся полезно определять протяженность материка между его крайними точками. Далее учащиеся называют океаны и моря,; омывающие материк, ориентируя при этом морские границы по сторонам горизонта, указывают на близость Африки к Евразии и удаленность от других материков.

В начале VI класса учащиеся не могут одновременно усваивать и содержание действий, и их последовательность. Они обращают внимание лишь на содержание действий. Поэтому в конце беседы полезно спросить: по какому плану мы описывали географическое положение Африки? Не видят учащиеся и особенностей географического положения материка, влияющих на его природные условия. Учитель подчеркивает, что особое внимание нужно обратить на те черты географического положения, от которых зависят природные условия материка, и затем называет эти черты. В разделе «Африка» они еще не рассматривались, поэтому соответствующий вывод делает учитель. В дальнейшем с этим заданием школьники справляются более успешно. А в курсе физической географии СССР выявление особенностей географического положения становится основным содержанием работы по карте.

Для формирования приема описания географического положения любой территории, а не только материка полезно выполнить задание учебника — описать географическое положение Мадагаскара. Учитель указывает, как изменить записанный учениками план, предлагает выяснить положение острова по отно шению к Африке. В условиях насыщенного материалом первого урока по Африке это задание учащиеся могут выполнить дома или при проверке домашнего задания на следующем уроке. Так начинается обучение переносу формируемого приема на новый материал.

Содержание школьной географии таково, что обучение многим приемам учебной работы идет с большими перерывами. Это замедляет их усвоение. Поэтому приходится обеспечивать перенос приема до его полного усвоения. В дальнейшем идет закрепление приема описания географического положения и одновременно обучение способам переноса приема на новые территории.

Следующее упражнение в описании географического положения материка выполняется при изучении Австралии.. В учебнике имеются вопросы для такого описания, но учителю целесообразнее использовать свой план, записанный в тетради, ведь он одинаков для всех материков. В зависимости от подготовленности класса учащиеся могут описать географическое положение Австралии в целом или. сгруппировав: пункты плана для двух заданий.

Хорошим средством выявления особенностей географического положения является сравнение. Оно возможно, например, при изучении Австралии и Африки, Южной Америки и Африки, материков северного полушария. Учитывая, что на этом этапе развернутые сравнения представляют большую сложность, приходится сопоставлять материки не в целом, а по отдельным элементам их положения. Так, сравнение географического положения Африки и Южной Америки возможно по таким вопросам:

  1. В чем состоит различие в положении Африки и Южной Америки по отношению к экватору, Северному и Южному тропикам?
  2. Какой материк расположен севернее? южнее? Докажите свой вывод с помощью географических координат крайних точек.
  3. Какой материк наиболее вытянут в севера на юг?
  4. Как различие в географическом положении должно сказаться на климате и природных зонах Южной Америки?
  5. Что общего в географическом положении обоих материков?

Как видно, сопоставление охватывает наиболее существенные стороны географического положения, влияющие на природные условия материков.

Обучение описанию географического положения продолжается и при рассмотрении природных областей материков. В зависимости от учебного времени эти описания имеют различную подробность и иногда довольно сжаты. В то же время нужны задания, требующие связать географическое положение с различными компонентами природы, например:

  1. В чем состоит связь географического положения Северной Австралии с ее температурами, количеством и режимом осадков?
  2. Какой материк —Южная Америка или Африка —имеет более разнообразный климат? Каковы причины разнообразия?

По мере обучения познавательная самостоятельность учащихся. возрастает. Все чаще школьники используют прием как средство учебного познания. К концу VI-класса учащиеся могут-назвать существенные стороны географического положения без опоры на письменный план.

Описание географического положения в VII классе.

В курсе физической географии СССР описание географического положения включает ряд новых признаков, обычно не рассматриваемых ранее: положение относительно центров действия атмосферы (например, Сибирского антициклона), климатических поясов, иногда природных зон. Определяют положение различных территорий Советского Союза и относительно Атлантического океана, который является для нашей страны одним из важнейших Климатообразующих факторов, хотя этот океан и не омывает непосредственно ее берега. Однако для крупных территорий СССР нет необходимости находить крайние точки и определять их координаты. Все это, вместе взятое, усложняет деятельность семиклассников.

Повышаются требования учителя и к самостоятельности чтения карты. Требуется описание без использования типового плана, особенно во второй части курса.

Еще более важно оценивать особенности положения с точки зрения их влияния на природные условия нашей страны.

Рассмотрим методику отдельных уроков, связанных с формированием приема. На первом уроке по теме «Географическое положение и границы СССР» последовательность работы учителя и учащихся напоминает урок по географическому положению Африки. Вместе взятые, эти уроки образуют определенную систему. Их объединяет содержание формируемых понятий и приемов, положение уроков в начале учебного курса.

Учитель напоминает общие цели изучения географического положения и раскрывает содержание этого понятия на примере нашей страны, затем он указывает цели урока: выявить особенности географического положения СССР и специально выделить те из них, которые определяют его природу; продолжать учиться самостоятельно описывать географическое положение территории по карте.

Хотя для одного урока план описания географического положения СССР записывать нет необходимости, все же на классной доске полезно этот план воспроизвести:

  1. Положение СССР на материке Евразия.
  2. Крайние точки СССР и их координаты. Протяженность страны с севера на юг и с запада на восток.
  3. Положение по отношению к океанам и морям.
  4. Климатические пояса, на территории который расположена наша страна.

Учитель подчёркивает, что содержание плана примерно одинаково с тем, который известен учащимся из VI класса, только, положение нашей страны рассматривают по отношению к материку, на котором она расположена.

В беседе по этому плану и карте учащиеся рассматривают различные стороны географического положения и называют следующие его черты:

  1. Наша страна занимает северную часть Евразии.
  2. Она протянулась с запада на восток почти на 10 тыс. км, протяженность с севера на юг также значительна.
  3. С севера СССР омывается Северным Ледовитым океаном. Различные части нашей страны неодинаково удалены от Атлантического океана.
  4. Советский Союз расположен в нескольких климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном и субтропическом.

Учитель напоминает о значении величины нашей страны, ее вытянутости с севера на юг и с запада на восток для природных условий. Чем больше вытянута страна, тем разнообразнее ее природные условия, которые сменяются в направлении вытянутости. Важно определять положение относительно Атлантического океана, так как он является главным поставщиком влаги, смягчает температуру летом и повышает её зимой. Положение страны в нескольких климатических поясах —одна из причин разнообразия природы.

Отмечается значение величины территории и в хозяйственном отношении. Учащиеся в классе выясняют главные особенности географического положения страны.

Обучение развернутым описаниям продолжается при изучении крупных территорий СССР, как равнинных, так и горных — Крыма, Карпат, Кавказа, пояса гор Южной Сибири и др. Так, учащиеся при описании Южного Крыма указывают на его географическое положение, морское окружение, называют два климатических пояса.

Начиная рассматривать Восточно-Европейскую равнину, полезно напомнить учащимся, что такое географическое положение, зачем его изучают. Соответствующий план для крупной территории записывают в тетради:

  1. Границы территории.
  2. В какой части СССР расположена?
  3. Протяженность с севера на юг и с запада на восток,
  4. Положение по отношению к океанам и морям.
  5. Климатические пояса, в пределах которых лежит эта территория.

По этому плану учащиеся готовят рассказ о географическом положении .Восточно-европейской равнины. Границы крупных территорий, как правило, показывает учитель, так как они нередко сложны, особенно для Восточно-Европейской равнины, Средней Сибири, пояса гор Южной Сибири, Дальнего Востока на западе. Показывая, учитель обращает внимание класса на наиболее заметные ориентиры. Границы Изучаемой территории наносятся на контурную карту.

Учитель должен требовать от учащихся полных и развернутый ответов и дополнять их недостающими сведениями. Существенно, что такие описания при изучении нового материала делают физическую карту источником новых знаний.

При недостатке времени на уроке можно ограничиться выявлением лишь главных особенностей положения территории. Например, при изучении Урала в теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» самая сложная часть урока — изучение рельефа и геологического строения. На чтение физической, тектонической и геологической карт уходит много времени. Поэтому подробное описание географического положения здесь необязательно. Пользуясь планом, учащиеся отмечают большую протяженность Урала с севера на юг, положение между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами на значительном удалении от Атлантического океана, близость к Северному Ледовитому океану, положение в трех климатических поясах — арктическом, субарктическом и умеренном.

При сравнении- географического положения разных территорий достаточно ограничиться выяснением различий. Например, сравнивают между собой равнинную и горную части Казахстана и Средней Азии, Крым и Карпаты, положение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

При целенаправленном обучении в конце курса физической географии CСCP учащиеся довольно уверенно находят главные особенности географического положения любых территорий. Так, при самостоятельном изучении географического положения Дальнего Востока большинство учащихся экспериментальных классов назвали три наиболее характерные черты географического положения: находится в самой восточной части нашей страны; имеет большую протяженность с севера на юг; на значительном протяжении омывается Северным Ледовитым и Тихим океанами.

Менее подготовленные семиклассники назвали два последних признака, наиболее важные для понимания природы Дальнего Востока. Постепенно возрастает и полнота описания. О достигнутом уровне свидетельствуют такие ответы: «Полуостров Камчатка лежит на востоке Дальнего Востока. Он очень далеко находится от центра нашей страны и имеет большую вытянутость с северо-востока на юго-запад. По протяженности полуостров Камчатка равен горам Кавказа (примерно 1200 км), а по площади — полуострову Таймыр. Полуостров Камчатка окружен водами Тихого океана: на востоке — Беринговым морем, а на западе — Охотским. Это части Тихого океана. Его омывает и Тихий океан. Близость морей и океана оказывает большое влияние на природу и особенно на климат Камчатки».

Об усвоении особенностей географического положения можно судить также по ответам на вопросы, требующие, например, объяснить, почему на западных склонах Урала выпадает осадков больше, чем на восточных, как географическое положение сказывается на распределении летних температур на Западно-Сибирской равнине и др. Такие задания связаны с выявлением тех особенностей положения, которые заметно определяют отдельные компоненты природы, климатические элементы, расположение природных зон и др. Учащиеся контрольных классов и в конце учебного года включают в свои описания сведения о различных компонентах природы.

admin:
Related Post