4. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ. Познание объективных законов обучения.


Дидактика как теория и ее объект. Основным и самым сложным явлением, изучаемым дидактикой, является процесс обучения. Именно в процессе обучения происходит то «непрерывно развивающееся и нередко как бы таинственное взаимодействие объективного и субъективного, суть которого состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в знания, умения и навыки учащегося, в идеалы и качества формирующегося человека, в его умственное развитие, идейность и общую культуру. В этом процессе собственные потенции учащегося (стремление к деятельности, внутренние побуждения, жизненный опыт и связанные с ними переживания) развиваются и приобретают объективный характер, выражаясь в конкретных качествах и свойствах личности, вступающей в жизнь, а также в ее положительном вкладе в практику, в строительство новой жизни.

Процесс обучения есть совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрения.

Процесс обучения обусловлен целью образования и характеризуется взаимодействием следующих его компонентов:

  • а) содержания обучения, т. е. учебного предмета, в котором систематизированы знания (основы наук) для усвоения учащимися определенного класса;
  • б) преподавания, т. е. деятельности учителя, заключающейся в создании мотивов учения у учащихся, в изложении содержания предмета, в организации деятельности учащихся, в руководстве их самостоятельной работой по изучению и применению знаний, в проверке знаний, умений;
  • в) учения, т. е. разносторонней деятельности учащихся, включающей умственные и физические действия;
  • г) материальных средств обучения (учебники, учебные пособия, технические приспособления, приборы и т. п.).

Рассматривая образование как целостный, целенаправленный процесс, можно выявить четыре этапа формирования и реализации в нем целей образования:

  • а) изучение объективных целеобразующих факторов и определение общей цели образования (требования общества к образованию, уровень развития фундаментальных наук, уровень обучаемости и т. п.);
  • б) воплощение общей цели образования в учебных программах, учебниках, технических средствах обучения, методических руководствах;
  • в) осуществление целей обучения в деятельности педагогов, непосредственно занимающихся с учащимися;
  • г) осознание целей образования и обучения самими учащимися и их сознательное стремление соответственно поставить свое учение.

Коренной проблемой дидактики является установление наиболее благоприятного взаимодействия основных компонентов обучения для максимальной эффективности усвоения знаний и умственного развития учащихся. Особенно важную роль играет в ряду этих компонентов цель образования, которая оказывает определяющее влияние на отбор содержания образования, его ведущие идеи и структуру. Содержание образования, методы и организационные формы обучения в своем взаимодействии призваны обеспечить сознательное усвоение знаний, овладение методами их добывания и применения и подведение учащихся к творческой деятельности.

Мы не будем здесь раскрывать тех категорий дидактики, которые имеют общепринятый смысл и подробно выясняются в пособиях по педагогике

Закономерности учебного процесса. Обучение как сложнейший процесс, в ходе которого учащиеся, сознательно усваивая подлинно научные знания, овладевают методами самостоятельного приобретения и творческого применения знаний, развивается в соответствии с присущими ему закономерностями, имеющими объективный характер. Изучение закономерностей педагогического процесса и установление законов, отражающих эти закономерности, составляет важную задачу педагогики как науки. Что же представляют собой законы педагогики?

В философской литературе закон характеризуется как «необходимая, внутренне присущая природе явлений реального мира тенденция изменения, движения, развития, определяющая общие этапы и формы процесса становления и самоорганизации конкретных развивающихся систем явлений природы, общества и духовной культуры человечества». Тенденция саморазвития системы выявляется как действие имманентных этой системе противоречий. «Закон есть отношение сущностей или между сущностями», «закон есть прочное (остающееся) в явлении», «закон — спокойное отражение явлений» (В. И. Ленин). Закон и закономерность не одно и то же. Нужно различать закон как конкретно-всеобщее и его абстрактно-односторонний момент, частную форму проявления, т. е. определенную закономерную связь. Выявленные закономерности явлений свидетельствуют о наличии закона в их происхождении и развитии, но сама закономерность таким законом не является.

В педагогике на первый план выступают общие законы развития и воспитания людей. К ним относится зависимость воспитания и образования в целом от общественных отношений, в которых оно осуществляется. Этот закон открыт и обоснован К. Марксом и Ф. Энгельсом. Наряду с этим проявляются законы и закономерности педагогического процесса. Педагогический закон — объективная, необходимая, общая и существенная связь и взаимозависимость между задачами, содержанием и методами педагогического процесса и его результатами, проявляющимися в изменении знаний, умений, убеждений и поведения воспитуемых.

Педагогика призвана раскрыть общие законы воспитания, рассматриваемого в целом. Общие законы педагогики своеобразно проявляются и в учебном процессе. Так, закон связи коммунистического воспитания с жизнью, с борьбой трудящихся за построение нового общества действует в обучении, т. е. в содержании учебного материала, в методах и организации учебного процесса. Но этим не исчерпывается задача выявления законов обучения.

На всем многовековом пути развития дидактики выдвигалась проблема поиска верного соотношения между школьным образованием, взятым в целом,— с одной стороны, и уровнем научного развития общества — с другой. На каждом этапе исторического развития школы принимался в качестве исходного тот или иной модус этого соотношения. Можно заключить, что в развитии дидактики пробивает себе путь всеобщий закон соответствия школьного образования, взятого в целом, уровню достигнутого научного развития человечества в совокупности всех областей знания.

Если на начальных стадиях развития школьного образования этот закон проявлялся в открытой форме, то в дальнейшем противодействием различных обстоятельств общественной жизни проявление этого закона заглушалось. Так, в капиталистическом обществе внедрение новых подлинно научных идей в школьное обучение всемерно тормозится, когда это противоречит политическим интересам буржуазии. Тогда школа отстаёт от жизни, от добытых в науке новых знаний. Понятно, что прогрессивные представители общества, заинтересованные в распространении современных знаний в народе, борются за реформу школы, за то, чтобы в школе изучались научные знания.

Всеобщий закон образования проявляет свою силу в социалистическом обществе. Именно социалистическая педагогика, как впрочем и весь фронт современной науки, исходят из того положения, что молодое поколение и в конце концов весь народ должны стоять на уровне научных знаний своего времени и заглядывать в будущее.

Разумеется, рассматриваемый закон, если встать на эту точку, зрения, носит общий характер и проявляется как тенденция. Конкретная форма его проявления, т. е. определение соответствия школьного образования современному уровню науки, техники и культуры составляет задачу комплексных исследований представителей многих наук при ведущей роли педагогики. Более подробное раскрытие действия этого всеобщего закона на современном этапе развития общеобразовательной школы будет представлено во второй главе.

В ряду законов дидактики основным является закон единства обучения воспитания. Он выражает ту объективную истину, что обучение всегда, всеми своими сторонами и элементами— содержанием, методами и организацией, равно как заложенной в них идейной направленностью, формирует у учащихся характер деятельности, отношение к знаниям и к окружающей жизни и в конце концов идеалы человека как движущую силу его самообразования.

Выше уже было сказано о законе активности учащихся в обучении и воспитании. Этот закон своё значение приобретает в условиях социалистического общества.

Дидактика как теория образования и обучения имеет своей целью раскрыть общие закономерности и обосновать законы процесса обучения, взятого в целом. Это требует определения тех законов, которые действуют в обучении, а следовательно, и в усвоении учащимися всех знаний, в которых отражается природа, общество и человеческое мышление. Решение этой задачи возможно только при том условии, когда в многообразных процессах изучения различных учебных предметов будет выделено то общее, что характерно для каждого из них. Не все дидакты признают возможность познания этих законов, высказываются сомнения в том, чтобы теории и методы, которые вполне подходят для естественных наук, когда-либо могли бы быть применены ко всей совокупности практических проблем обучения Советские дидакты считают вполне реальной задачу вскрытия общих закономерностей обучения, взятого в целом, и создания теории обучения.

Разумеется, пути, ведущие к раскрытию объективных законов учебно-воспитательного процесса, многообразны и сложны. В теории и практике обучения различаются законы и закономерности процесса обучения. Так, Л. В. Занков установил, что общее развитие учащихся обусловлено способом обучения. С. Г. Шаповаленко утверждает: «Развитие учащихся находится в причинной зависимости от характера обучения и вызываемой им учебной и трудовой деятельности».

Эти закономерности являются проявлением закона, который сформулирован Ушинским: чем более фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше их переработал, тем он развитее и сильнее. Обоснование этого закона Ушинский видит в том, что сила сознания познающего окружающую действительность человека непрерывно развивается в процессе наблюдений, образования представлений, суждений и понятий и последующей связи и переработки их в новые суждения и более сложные понятия и т. д. Имеются логические основания признать положение Ушинского, явившееся результатом глубокого анализа педагогических и психологических систем, законом обучения, а сформулированные Л. В. Занковым и С. Г. Шаповаленко положения— закономерностями, т. е. более конкретными проявлениями общего закона развития сознания.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт