3. СОВЕТСКАЯ ДИДАКТИКА-НОВЫЙ, ВЫСШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.


Советская дидактика, развиваясь в теснейшей связи с практикой работы новой школы, рожденной социалистической революцией, достигла крупных успехов. Исходя из марксистско-ленинского учения о всестороннем развитии личности и теории познания диалектического материализма, обобщая практический опыт и результаты исследований педагогического процесса, советская педагогика создала новую теорию образования и обучения молодого поколения. В ней глубоко обоснован закон зависимости образования и обучения от общественных отношений, в условиях которых осуществляются образовательные процессы, и раскрыто значение этого закона для дидактики социалистического общества. Предельно точную определенность получила проблема целей образования и обучения в свете идеи всестороннего развития задатков, способностей и сил каждого члена социалистического общества и подготовки его к творческому участию в строительстве норой жизни (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский). В противовес исторически сложившейся концепции обучения как «передачи» знаний учителем учащимся, с одной стороны, и педоцентрической концепции обучения как процесса «естественного» развития ребенка в процессе собственного опыта — с другой, советские дидакты, психологи и методисты разработали концепцию обучения как непрерывного умственного развития учащихся в процессе активного и сознательного усвоения знаний основ наук и их практического применения (С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, П. Н. Груздев, С. Г. Шапова-леико, К. П. Ягодовский и др.).

В отличие от старой дидактики с ее тенденцией анализировать отдельные части процесса обучения порознь (объяснение, восприятие, заучивание и т. д.), в советской дидактике обосновывается целостность учебного процесса как единства всех его компонентов. Требование активного усвоения знаний учащимися, выдвинутое прогрессивными дидак-тами прошлого в результате исследований, проведенных дидак тами, психологами и методистами, получило новое обоснование и развитие и приобрело характер закона развития активности и самостоятельности учащихся в их познавательной деятельности (Б. П. Есипов, Ш. И. Ганелин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, И. Т. Огородников, П. И Пидкасистый, М. Н. Скаткин и др.). Раскрыты новые, более тонкие и глубокие связи между обуче нием и развитием детей. Основное положение традиционной дидактики гласило, что усвоение знаний возможно тогда, когда оно опирается на достигнутый ребенком уровень психического развития. Ныне обосновано другое положение — обучение наиболее плодотворно, когда оно происходит на незавершенных циклах умственного развития, т. е. когда оно подталкивает развитие и пролагает ему дорогу (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин, Н. А. Менчинская и др.). Получены интересные результаты по проблеме формирования потребности знаний у учащихся (Ю. В. Шаров, Г. И. Щукина, В. С. Ильин и др.).

Все это привело к тому, что содержание образования, методы и организация обучения в советской дидактике приобрели новое, принципиально отличное сравнительно с буржуазной дидактикой решение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт