4. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ. Познание объективных законов обучения.


Познание объективных законов обучения.

Это сложный процесс, имеющий длительную историю. Условно говоря, на этом пути можно подметить различные подходы.

  1. Анализ варьирующихся фактов с целью вычленения существенных признаков и вскрытие качественных зависимостей между различными элементами учебного процесса. Это первый шаг на пути познания закономерностей процесса обучения на эмпирическом уровне. Этим путем подготовлялось вскрытие закона активности учащихся в обучении. Таким же путем раскрываются различные дидактические правила. Например: для более точного восприятия школьниками изучаемых предметов и явлений необходим аналитико-синтетический способ показа и объяснения вещей и явлений (Б. П. Есипов, М. А. Данилов).
  2. Этап выявления закономерностей, вскрывающих качественные зависимости между изучаемыми явлениями и содержащих некоторую структурную связь. Сюда относится выявленный К. Д. Ушинским закон обучения, о котором шла речь выше. В советской дидактике в ряду подобных закономерностей можно привести такие: «Имея конечной целью ознакомление учащихся с системой науки, ее основными понятиями и законами, дидактическая система (учебного предмета) располагает материал, учитывая законы развития научных понятий в сознании учащихся» (М. Н. Скаткин); «Формирование нового понятия происходит тогда, когда оно оказывается необходимым для школьников, когда они не могут дать объяснения новых фактов, предметов, явлений или решить важные задачи, пользуясь теми понятиями, которыми они владеют» (М. А. Данилов).
  3. Этап проверки полученных закономерностей в практике. В приведенных случаях связи между качественно различными явлениями лишь констатируются и не носят статистический характер. Они не связаны с количественными признаками.

Педагогика в целом и теория процесса обучения в частности стоят перед новым этапом в познании закономерностей воспитания и обучения, который связан «с переходом от констатации лишь качественных зависимостей к формулировке также и строгих количественных соотношений. Такая формулировка предполагает вычленение отдельных сторон эксперимента, допускающих точное измерение, а для этого необходима выработка абстракций, делающих возможным и это вычленение, и количественную оценку»

По мере создания научных абстракций, допускающих количественный анализ изучаемых явлений, появляется возможность применения математических методов и выражения закономерности в виде математических функциональных соотношений. В таком случае символическое выражение закономерности превращается в абстрактно-математическую модель изучаемой области действительности

В педагогике встречаются попытки вскрытия закономерностей педагогического процесса вне связи с теми конкретными условиями, в которых эта закономерность проявляется. В таком случае закономерность, закон приобретают некоторое абстрактное истолкование. В действительности закон всегда тесно, внутренне связан с условиями, в которых он проявляется. В развитых науках признано, что строгое научное утверждение справедливо только при столь же строго очерченных условиях. Отсюда следует, что «в зависимости от Степени полноты условий действие закона выступает либо как возможная тенденция, либо как организующий принцип, преобразующий действительность. Именно во взаимосвязи условий и закона состоит возможность использования людьми действия объективных законов природы и общества в своих целях». Это общее марксистское положение о соотношении условий и закона в педагогической области применяется давно как в практике, так и в теории.

Прежде всего опыт передовых учителей в своей основе заключается в том, что, подметив ту или иную объективную связь между различными компонентами процесса обучения, которая положительно сказывается на знаниях или развитии учащихся, учителя стремятся создать условия для более полного проявления этой связи. Интересные в этом отношении факты приводят передовые, творчески работающие учителя в описании своей работы .

Процесс обучения при всем разнообразии его конкретных форм характеризуется двумя, в сущности, противоречивыми признаками: целенаправленностью, строгой последовательностью— с одной стороны, и непрерывным возбуждением активности учащихся и созданием простора для творческой деятельности коллектива класса и каждого отдельного учащегося — с другой. Истинная диалектика — во взаимопроникновении этих противоположных начал.

Важнейшим показателем этой диалектики и результативности учебного процесса является интенсивное умственное развитие всех учащихся, их непрерывное проникновение в сущность изучаемых предметов, процессов и явлений, возрастание познавательных интересов, стремление к углублению своих знаний и формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

Диалектика учебного процесса состоит во взаимодействии руководства педагога и творческой деятельности учащихся, в соответствии логической структуры учебного материала высшему уровню познавательных возможностей учащихся, в нарастании идеальных побуждений и самостоятельности их мышления. В третьей главе настоящего пособия раскрывается диалектика учебного процесса и специфических противоречий, являющихся движущей силой его развития.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт