Предмет общей дидактики.
Дидактика изучает процесс обучения, в ходе которого проходит,усвоение систематических знаний, овладение приемами применения знаний в практике и развитие познавательных сил учащихся. Предметом ее исследования является процесс обучения, взятый в целом, а главной задачей — вскрытие общих закономерностей процесса обучения, имеющих объективный характер, и выявление условий их проявления. Современная дидактика доказала, что действительным показателем эффективности учебного процесса является не только объем усвоенных знаний, умений и навыков, что, конечно, важно, но и высокий уровень умственного развития учащихся, их непрерывное проникновение в сущность изучаемых предметов, процессов и явлений и происходящее при этом превращение среднего и даже слабого по успеваемости ученика в успевающего, принимающего активное участие в классной работе.
Дидактика призвана исследовать происходящее в процессе обучения взаимодействие преподавания и учения и выяснить, при каких условиях это взаимодействие обеспечивает движение сознания обучаемых от возникновения познавательной задачи к ее решению, переход от незнания к знанию, от неумения или несовершенного навыка к формированию рациональных умений и точных и быстрых навыков применения знаний в практике.
Перед дидактикой, изучающей общие закономерности процесса обучения, возникает вопрос: что общего можно выявить в процессах обучения различным учебным предметам. Таким общим элементом являются закономерные связи между преподаванием и учением. При изучении любого учебного предмета под влиянием деятельности учителя происходит осознание познавательной задачи, выявление изучаемых объектов действительности, образование представлений об их признаках и свойствах, установление связей этих объектов с другими предметами и явлениями и формирование понятия о них, рассмотрение способов практического использования этих понятии и перехода их в новые понятия и т.д.
В исследовании закономерностей процесса обучения дидактика использует данные педагогической и детской психологии и в необходимых случаях применяет методы исследования, разработанные этими науками. Значение педагогической психологии для дидактики исключительно велико. Она вскрывает закономерности психического развития учащихся в условиях воспитания и обучения, раскрывает психологическое содержание этих процессов и дает психологический анализ требований, предъявляемых в учебно-воспитательном процессе к личности учащегося. Возрастная и педагогическая психология вместе с тем помогает педагогу построить обучение и воспитание с учетом закономерностей психики учащихся.
Значение педагогической психологии не исчерпывается сказанным. Она играет очень важную роль в выявлении новых возможностей обучения и воспитания путем проведения исследований поискового характера. Нельзя не согласиться с положением о том, что «зрелость и оправданность конкретных рекомендаций, удовлетворяющих новые требования практики, …зависит от глубины и развернутости психолого-педагогических исследований поискового типа, специально направленных на детальное изучение внутренних механизмов связи обучения и умственного развития» Исследования психолого-педагогического характера дают ценнейший для дидактики материал .
Задачи предметных дидактик.
Общие закономерности обучения, исследуемые дидактикой, не охватывают конкретных особенностей преподавания и изучения отдельных учебных предметов. А между тем для преподавателей этих предметов именно эти конкретные особенности проявления общих закономерностей обучения имеют очень важное значение. Больше того, сама дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам во всем богатстве их конкретного содержания. Раскрытие этих закономерностей, равно как и определение содержания, методов и форм организации обучения отдельным учебным предметам, включая и воспитательные проблемы, реализуемые в процессе обучения, составляют прерогативу особых педагогических наук — предметных дидактик. До недавнего времени эти науки обозначались методиками преподавания отдельных учебных предметов. Однако такой чисто практический аспект не отражает содержания этих» наук. Высказываются предложения о возведении их в ранг предметных дидактик.
Нетрудно усмотреть взаимную связь общей дидактики, педагогической психологии и предметных дидактик и зависимость развития каждой из этих областей педагогической науки от успехов соседних областей. Особый эффект научное движение обнаруживает в условиях комплексного исследования актуальных проблем теории и практики обучения.
Актуальные проблемы современной дидактики.
Дидактика как теория образования и обучения непрерывно развивается путем постановки и проведения исследований наиболее актуальных проблем и обобщения практического опыта учителей. Актуальные проблемы дидактики определяются теми задачами, которые выдвигаются перед школой потребностями социалистического общества в условиях научно-технической революции. Из этого безусловно правильного положения нельзя делать вывода о том, что актуальные проблемы дидактики тождественны главнейшим задачам, выдвигаемым перед школой обществом. Между ними много общего, но имеются и существенные различия. Проблемы дидактики представляют собой преобразованные в теоретическом аспекте современные и перспективные образовательные задачи школы. Проблема науки выражает противоречие, создавшееся в науке и в соответствующей сфере практической деятельности. Она всегда отражает борьбу между нарождающимся в реальности или в ее идеальном развитии новым и прочно установившимся старым .Каковы же в настоящее время актуальные проблемы дидактики? Ответ на этот вопрос содержится в ряде опубликованных статей. Вся исследовательская работа, которая проводится в нашей стране в области дидактики, направлена на решение актуальных проблем. К сожалению, беда в том, что научно-педагогические учреждения медленно разрабатывают важные проблемы образования, воспитания и профессиональной ориентации. Об этом сказано в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972). Ключевая позиция подхода к актуальным проблемам дидактики дана в этом постановлении в следующих словах: «Особенно важно в современных условиях привести работу школ в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса» Выполнение этой задачи тесно связано с исследованием многих проблем.
В ряду их прежде всего выдвигается проблема теории содержания образования во всех ее аспектах: характер общего образования, учебный план, программы, учебники. В тесной связи с этой проблемой требуют разработки вопросы повышения научного уровня преподавания, определения наиболее эффективных путей осуществления политехнического обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации: применения технических средств в обучении и воспитании.
В центре дидактики, психологии обучения и предметных дидактик находится проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся, венцом которой является формирование способности самостоятельно вырабатывать коммунистические взгляды и диалектико-материалистическое мировоззрение, с одной стороны, и стремление к активной, творческой деятельности во всех видах умственного и физического труда — с другой. В свете этой проблемы возникают новые аспекты разработки методов обучения и организационных форм его построения.
Едва ли не самой важной для дальнейшего развития дидактики является коренная проблема превращения всего накопленного за исторический путь ее развития в логически обоснованную и методологически оснащенную теорию образования. К решению этой проблемы ведут два основных пути: разработка методологических основ построения дидактики как теории образования и обучения и исследование актуальных проблем, выдвигаемых обществом перед школой и дидактической наукой. Успех дальнейшего развития дидактики во многом зависит от совершенствования методов дидактических исследований.