Дидактические средства могут стать ценным элементом процесса обучения, когда они используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Их подбор зависит не только от материальной оснащенности школы учебными пособиями, но и от поставленных целей урока, методов учебной работы, возраста учащихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.Например, использование дидактических средств при ознакомлении учеников с новым материалом будет отличаться от использования их при закреплении уже проработанного материала или в ходе контроля и оценки приобретенных знаний и умений. Использование лекции как основного метода на данном уроке обусловливает применение дидактических средств, отличное от того, которое будет иметь место на уроке, предполагающем использование лабораторного метода. Наконец, возраст учащихся и характерные особенности отдельных учебных предметов также определяют как вид дидактических средств, так и способ их использования на уроке. Так, одни средства будут использованы на уроке по математике на пропедевтическом уровне, а другие — в лицее; одними учебными пособиями будет пользоваться учитель польского языка, и совсем другими — преподающий в том же классе физик или географ.
Таким образом, выбор дидактических средств и методов обучения зависит не только от той или иной оснащенности школы оборудованием или учебными пособиями, но и от многих других факторов. На эффективность использования этих средств немалое влияние оказывает их тесная связь с остальными компонентами процесса обучения, их трактовка учителем как интегрального компонента этого процесса.
Успех можно дополнительно увеличить, применяя средства, которые:
- служат не только лучшему непосредственному познанию, но также и лучшему познанию опосредованному;
- требуют от учеников самостоятельного мышления и деятельности, в особенности постоянного использования уже имеющихся знаний для приобретения новых;
- дают ученикам всестороннее представление о познаваемых предметах, явлениях, процессах и событиях, что требует оперирования различными средствами, позволяющими осветить познаваемые факты с разных точек зрения;
- при благоприятных условиях могут быть использованы учениками при работе дома, в школьных мастерских и т. п.
Изготовление такого рода средств, их правильная подготовка под руководством учителя имеют большую воспитательную ценность и могут превратиться для школы в важный источник поступления учебных пособий.
Из исследований, проведенных в международном масштабе по вопросу возможного использования дидактических средств, вытекает, что эти средства оказываются полезными для ознакомления учеников с новым учебным материалом, для формирования у учащихся интереса к учебе, для интенсификации дидактической работы, в частности за счет синтетического представления (например, с помощью показа учебного фильма) всех фаз долговременных процессов, часто недоступных для обычного наблюдения, для обучения взрослых в рамках заочного обучения, наконец, для контроля и оценки результатов обучения.