Существует множество различных классификаций дидактических средств. Чаще всего используются классификации, основания которых связаны с характером воздействия этих средств, а именно визуальным, аудиальным и аудиовизуальным. В соответствии с этим критерием дидактические средства также подразделяются на визуальные (оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т. п.), аудиальные (радио, магнитофон и т. п.) и аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение). Кроме того, известна классификация, основанная на своеобразно понимаемом принципе: «от простого и конкретного к сложному и абстрактному».
Авторы этой классификации выделяют следующие виды дидактических средств:
- оригиналы, демонстрируемые в естественных условиях;
- оригиналы, помещенные в искусственные условия;
- модельные эквиваленты оригиналов;
- символы;
- программированные учебники и дидактические машины [см.: Klingberg L. etc. S. 163; Fuchs R. und Kroll K. S. 9; Berezowski E., Dlugoszowa J. S. 10—11].
Наконец, существует классификация дидактических средств с точки зрения их степени сложности. В соответствии с таким делением различают дидактические средства простые и сложные. К числу простых относятся естественные образцы в естественных условиях, естественные образцы, демонстрируемые в искусственных условиях, препарированные образцы, модели, картины, карты, диаграммы и т. д. Сложными средствами являются разнообразные механические и электрические устройства: кинопроекторы, телевизионная аппаратура, устройства, автоматизирующие процесс учения, и т. п. При таком делении виды чувственных воздействий оказались подчиненными критерию сложности самих средств. Поэтому как среди простых, так и среди сложных средств можно выделить визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства, а также не входящие в эти группы программированные учебники и дидактические машины [см: Okon W. 1968].
Еще одну классификацию дидактических средств предложил М. Годлевский, который разделил их на:
- доски — для написания мелом, фланелевые, магнитные, специальные (перфорированные), монтажные и др.
- устройства для светопроекции — проекторы неподвижных изображений, проекторы немого фильма, оптические скамьи и лампы для теневой проекции, устройства для освещения поля наблюдения, специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устройства и др.), вспомогательные устройства, каковыми являются разнообразные экраны, затемнения и т. п.;
- устройства для усиления записи и воспроизведения звука — устройства для озвучивания учебных помещений, магнитофоны, адаптеры и проигрыватели, совмещенные устройства (радиолы и др.);
- аудиовизуальные средства — видеофоны, проекторы звукового фильма, совмещенные устройства диафильмо-магнитофоны, школьное телевидение в замкнутой системе, видеомагнитофо ны;
- дидактические машины — устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно-инструктирующие и другие машины), устройства для быстрого контроля успехов учащихся (экзаменаторы и др.), тренинговые устройства и симуляторы, полифункциональные устройства, специальные устройства, например лаборатория для изучения иностранных языков, и др.;
- устройства для воспроизводства текстов и образов — множительный аппарат клише, ротапринты, ксерографы, фотокопирующие устройства;
- средства массовой информации — радио, телевидение;
- электронные цифровые машины — ЭЦМ общего назначения, ЭЦВМ дидактические;
- техника научной информации — устройства для чтения микрофильмов, классификаторы, классификационные картотеки;
- комплексные учебники и программированные тексты— для обучения традиционными методами, для программированного обучения, для изучения иностранных языков;
- аппаратура объемного изображения — стереопроекторы, стереокинопроекторы, голография.
Обобщая результаты рассмотрения различных классификаций дидактических средств, можно сказать, что и классификация функций, и классификация средств не отвечают жестким требованиям разделения. Отдавая себе отчет в том, что этот недостаток действительно есть, мы выбираем классификацию, предложенную в начале данного параграфа, дополнив ее компонентом, охватывающим различные устройства, предназначенные для частичной автоматизации учебной работы.
В соответствии с этой классификацией дидактические средства делятся на:
- визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, машины, устройства, препараты, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;
- аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные ленты вместе с устройствами, облегчающими пользование ими, радиоаппаратуру, музыкальные инструменты и т. д.;
- аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — телевизионные аппараты, кинопроекторы;
- частично автоматизирующие процесс обучения — программированные учебники, дидактические машины, лаборатория для изучения языка, так называемые автоматизированные классы и т. д.
Проблемный блок
В приведенной выше классификации дидактических средств помещены, в частности, программированные учебники и дидактические машины. Достаточно подробная характеристика этих средств была дана в главе «Программированное обучение» в связи с описанием определенного метода дидактической работы. Почему это было сделано? При затруднении с ответом на этот вопрос прочтите заново введение в настоящую главу.
На какие группы мы разделили дидактические машины в 8-й главе? Какие типы программированных учебников Вы знаете? Что представляют собой «адаптационные» машины?
Если не сможете ответить на какой-либо из этих вопросов, перечитайте соответствующий фрагмент восьмой главы.
Знаком с понятием Средства Обучения (СО). Но с дидактическими средствами не знаком. Впервые слышу этот термин.
В отечественной дидактике разработана своя классификация СО, позволяющая исчерпывающе описать все случаи СО.