X

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аудиовизуальные средства оказывают школе значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Они воздействуют одновременно на два анализатора (зрительный и слуховой), что существенным образом определяет их привлекательность. К числу аудиовизуальных средств мы относим звуковой фильм и телевидение.

Учебный звуковой фильм может играть в процессе преподавания — учения огромную роль. Закрепляя с помощью подвижного образа и звука представление об определенных предметах, явлениях и процессах, фильм позволяет демонстрировать эти объекты многократно, в различное время и в неизменной форме. В этом заключены немалые дидактические достоинства, так как учитель получает возможность знакомить учащихся с содержанием фильма произвольное число раз, концентрировать внимание учащихся на самых существенных процессах или же на процессах, недоступных непосредственному наблюдению, демонстрировать предметы с близкого расстояния, передавать движение в ускоренном или замедленном темпе, демонстрировать события и процессы в полном их развитии и т. д. Все это говорит о том, что фильм можно успешно использовать при ознакомлении учащихся с новым материалом, при закреплении, а иногда и для контроля и оценки результатов их работы. Осуществлению последней из перечисленных дидактических функций фильма способствует тот факт, что фильм создает всем зрителям одинаковые условия для просмотра и прослушивания.

Таким образом, дидактический фильм как одно из основных аудиовизуальных средств, используемых в процессе обучения, обладает следующими достоинствами:

  • представляет определенные предметы, явления, события и процессы в форме четких, повторяемых произвольное число раз образных кадров;
  • демонстрирует движение;
  • использует как натуральное звучание, сопутствующее демонстрируемым событиям, так и рассказ;
  • в меру необходимости оперирует цветом;
  • с помощью образа и звука освещает все вопросы, раскрыть которые перед учащимися другим способом было бы затруднительно или вообще невозможно.

Чтобы фильм смог принести максимальную пользу учащимся, учитель перед его показом должен ознакомить с ним учеников, определить его функции и место в области проводимых им дидактических занятий.

Учебное телевидение, называемое также школьным телевидением, представляет собой аудиовизуальное средство, педагогическое значение которого в процессе обучения постоянно возрастает. Благодаря телевидению учащиеся могут непосредственно наблюдать важнейшие события в стране и за рубежом, знакомятся с известными государственными деятелями, учеными и артистами, наблюдают за ходом различных технических и технологических процессов, просматривают театральные спектакли, словом, приобретают современные знания о мире и культуре путем несравненно более полным и более привлекательным, чем с помощью других средств передачи информации.

Однако исследования обучения, проводимого исключительно с использованием телевидения, показывают, что оно не является более эффективным по сравнению с традиционными методами обучения. Поэтому учебное телевидение применяется не как единственное средство, а как одно из многих и используется в процессе обучения наряду с проигрывателем, фильмом, магнитофоном, радио и традиционной школьной доской или вместе с ними. В учебно-воспитательной работе может использоваться как открытое телевидение, так и замкнутое.

Открытое телевидение принимает обычные телевизионные станции, которые ежедневно отводят несколько часов на передачу учебных программ. Как правило, до полудня передаются программы для начальных и средних школ, главным образом уроки по различным учебным предметам. Вечерами, а также в часы после полудня транслируются различные просветительные программы для широкого круга зрителей, уроки иностранных языков, лекции телевизионного политехнического института и т. п.

Расширяющий блок

Телевизионные лекции впервые были включены в просветительные программы телевидения ПНР в феврале 1966 г. До июня того года эти лекции охватывали математику и физику на уровне средней школы и были предназначены для поступающих на I курс технических учебных заведений без отрыва от производства. В сентябре 1966 г. был начат полный цикл лекций для первокурсников политехнических учебных заведений в объеме 214 получасовых единиц (математика — 125, начертательная геометрия — 16, химия — 16, физика — 57 лекционных единиц). В следующем академическом году телевизионные лекции уже читались параллельно для I (повторно) и II курсов учебы, а в 1968/69 учебном году были исключены лекции для II курса и возобновлены занятия на подготовительном курсе.

В июне 1968 г. слушатели Телевизионного политехнического института были допущены к сдаче экзаменов за I курс учебы и таким образом в случае успешной сдачи этих экзаменов получили возможность продолжить стационарное обучение на II курсе политехнического института.

Польский телевизионный политехнический институт вызвал живую заинтересованность во всем мире. Свидетельством такой заинтересованности явилось, в частности, общеевропейское совещание специалистов по вопросу использования телевидения в высшем образовании, которое состоялось в Варшаве в сентябре 1968 г. Опыт телевизионного политехнического обучения сегодня используется, в частности, Телевизионным сельскохозяйственным техникумом и Радиотелевизионным педагогическим университетом в ПНР, а также Открытым университетом в Великобритании.

Замкнутая телевизионная система (замкнутее телевидение) в отличие от открытой служит для передачи учебных программ в рамках только одной школы или группы школ. В Польше ее используют пока только в некоторых высших учебных заведениях.

Синтезирующий блок

Основные функции описанных в этой главе дидактических средств по В. Оконю [см.: Окоп W. 1971 S. 270].

Дидактические функции

Средства

Познание действительности

В натуральном виде В эквивалентной форме

В обобщенной форме

Натуральные образы Эквивалентные предметы

Карты, планы, модели

Приобретение знаний о действительности

Представление знаний Представление знания с помощью технических средств

Представление знаний путем выполнения самостоятельной работы

Печатные тексты Таблицы, проигрыватели, устройства для чтения микрофильмов

Программированные учебники и программированные тексты

Формирование эмоционального отношения к действительности

Общественное воспитание

Музыкальное воспитание

Пластическое воспитание

Печатные тексты, телевидение, радио, проигрыватель, магнитофон

Проигрыватель, магнитофон стереофонический, телевидение, радио

Произведения изобразительного искусства, репродукции, телевидение, фильмы и т. д.

Формирование навыков преобразования действительности

Лингво-символические умения

Исследовательские умения

Технические умения

Дидактические машины, лингафонный кабинет

Лабораторные устройства и материалы, инт струменты, симуляторы

Орудия труда, машины, бутафория, дидактические игры

admin: