Нежелание ребенка купаться может быть обусловлено различными причинами, в том числе и совершенно незначительными с точки зрения взрослого. К серьезным и весомым основаниям отказа относятся случаи, когда малыш обжегся, взявшись за горячую трубу, или ударился, поскользнувшись на гладком полу ванной. Однако для тоге чтобы испугаться купания, детям совсем не обязательна пострадать самим, достаточно предположить, что это возможно, либо увидеть, что подобное произошло с кем-то из взрослых.
Если неприятность случилась с кем-то из взрослые малышу необходимо показать, каким образом опасности устранена. Например, вместе с ним положить в ванную резиновый коврик, приговаривая: «Ну вот, теперь в ванной совсем не скользко, больше никто здесь не поскользнется, потому что (назовите ребенка по имени) об этом позаботился, он сюда нескользкий коврик положил. Папа больше не поскользнется, мама больше не поскользнется, и (опять назовите ребенка по имени) тоже больше не поскользнется». Так можно перечислить всех членов семьи, которых знает ребенок и которые теоретически могли бы пользоваться ванной. Этот прием помимо того, что позволяет ребенку почувствовать себя позаботившимся обо всех членах семьи, за счет цикличности, повторяемости и некоторой монотонности используемых фраз обладает успокаивающим эффектом.
Может быть, ребенок испугался чего-то в ванной комнате. Например, вы купили новую мочалку, малыш увидел се и ему стало страшно. Вы успокоили свое дитя и посчитали ситуацию исчерпанной. Но для малыша мочалка могла стать страшным зверем, который поселился в ванной. Поэтому он и решил обезопасить себя отказом от водных процедур. Вполне вероятно, что взрослый неосознанно мог усугубить ситуацию, сказав что-то вроде: «Большим девочкам мочалки не страшны!» или: «Настоящие мужчины не боятся мочалок!». Тогда самый удобный способ показать себя большой девочкой и настоящим мужчиной (не бояться мочалок) — не входить в ванную комнату.
Для того чтобы преодолеть пугающую ситуацию, достаньте злополучный предмет и перенесите его в другое помещение, например, в кухню или зал (лучше не вносить его в детскую, чтобы это действие не воспринималось ребенком как вторжение) и продемонстрируйте отсутствие опасности с безопасного расстояния. Расскажите о том, что это за предмет, для чего он нужен, как оказался в ванной. Закончить рассказ лучше «присоединением» к чувствам ребенка: «Конечно, если бы я всего этого не знал, тоже наверняка испугался бы».
Ребенка может испугать и какой-либо посторонний предмет, которому не свойственно находиться в ванной, например, овощи, приготовленные к мытью, или фен. В данной ситуации также можно рассказать ребенку, как и для чего предмет оказался в ванной.
Побудить ребенка к отказу от купания способны и юмористические высказывания значимого для него взрослого такого типа: «Слишком чистого сороки-вороны унесут». Тогда мыться — означает подвергаться риску быть унесенные большими страшными птицами. Особенно сильный страж может появиться, если ребенок уже видел вблизи этих птиц. Для того чтобы исправить ситуацию, важно раскрыть малышу смысл услышанного. Объяснить, что уносят в свои гнезда вороны только то, что блестит. Показать ребенку предметы блестящие и не блестящие, сравнить их. Пояснить, что, когда так говорят, то шутят, потому что отмыться до блеска невозможно.
Для прояснения подобной ситуации, возможно, потребуется не один обстоятельный разговор. То, что ребенок снова и снова возвращается к одной теме, даже когда взрослому кажется, что все уже прояснилось, — хороший знак. Это показатель мыслительной работы: малыш обрабатывает информацию, адаптирует ее для себя, встраивает в свою картинку мира.
Ребенок может не возражать против купания в целом. Ему могут не нравиться отдельные элементы процесса. Чаще всего возникают сложности с мытьем головы. Как правило, это связано с различными неприятными ощущениями: попадание воды в уши, мыла в глаза и прочее. Хорошим средством профилактики отказа купаться может стать «Мойдодыр» К. И. Чуковского. Текст легко запоминается даже маленьким ребенком. Фрагменты из этого стихотворения можно цитировать применительно к различным «умывательным» ситуациям.
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
Или:
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса…
На хорошее знание стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр» рассчитана следующая сказка-игра:
Как Зайка по утрам умывался
По утрам Зайка спешил прибежать к маме. Мама и Зайка очень любили такую игру. Мама начинала строчку из любимой Зайкиной книжки, а Зайка ее заканчивал. Например:
Мама: Ты один…
Зайка: Не умывался!
А заканчивается игра всегда одними и теми же словами:
Мама: Вот теперь…
Зайка: Тебя люблю я!!!
После этих слов Зайка с мамой обнимались, и Зайка бежал умываться, потому что совсем не хотел «грязнулею остаться».
Теперь рассмотрим вопрос: что делать, если ни одна из вышеперечисленных причин не подходит для вашей ситуации? В этом случае родителю нужно прислушаться к своим чувствам во время «купального противостояния» с ребенком. Если возникает чувство гнева (настойчивое желание обязательно искупать ребенка во что бы то ни стало), то вполне вероятно, малыш борется с вами за право оставить за собой последнее слово. Когда родители отступают и откладывают водные процедуры — победа за детьми, когда вопреки их воле и желанию все-таки настаивают на своем — победа за родителями.
Для ребенка, борющегося за власть, важно получить подтверждение своей значимости. Если взрослый в этот момент начинает утверждать собственный «авторитет»: «Как Я сказал, так и будет!», развитие событий замыкается в порочный круг. Участников конфликтной ситуации постепенно охватывает азарт и пыл битвы, остановиться им уже довольно сложно. Убедиться в этом легко с помощью простого упражнения.