По мере того, как малыш растет и развивается, у него появляются новые умения. Хватание, направление к предмету стимулирует появление такого навыка, как сидение. Когда ребенок садится, в поле его зрения появляются другие предметы, в том числе и те, к которым притронуться нельзя. В этом суть закона опережающего знакомства ребенка с миром. Ребенок тянется к предмету, который привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого.
Начиная со второго полугодия общение ребенка со взрослым приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. Малыш больше не согласен просто обмениваться с родителями ласками. Теперь ему нужно, чтобы взрослые сотрудничали с ним в деле, организовывали его, помогали в трудную минуту, подбадривали при неудачах, хвалили за достижения. Каждой матери хорошо известно, как ребенок, находясь у нее на руках, показывает пальчиком на окно или часы, приглашая полюбоваться заинтересовавшим его предметом. При таком общении дети ищут; присутствия взрослого, требуют его доброжелательного внимания Но и этого недостаточно — малышу очень важно, чтобы взрослый активно взаимодействовал с ним во всех его занятиях.
С учетом изменения восприятия и потребностей ребенка меняется сказка, которую рассказывает мама. Здесь уже может появиться сюжет, разворачиваемый вокруг функционирования заинтересовавшего ребенка предмета. Малыш может выступать активным участником сказки, ее героем. Сказка должна быть краткой: несколько коротких предложений, с использованием простых, конкретных слов, понятных ребенку. Слушая сказку, ребенок расширяет свой словарный запас, получает знания о любопытном для себя объекте, а также расширяет и пополняет общий запас знаний, например, об этикете или культуре общения. Функция сохранения и поддержания эмоционального контакта сказкой также важна для ребенка этого возраста. Рассказывание сказки требует от сказочника некоторого артистизма, способности выступать от имени различных персонажей.
Например, ребенок проявляет большой интерес к будильнику, знакомство с которым может быть обыграно в форме сказки…
В гостях у будильника
Пришел малыш в гости к будильнику: топ-топ-топ!
— Привет! — говорит малыш.
— Привет!— отвечает будильник. (Будильник можно «оживить», например, покивать им ребенку.)
— Что ты делаешь? — спрашивает малыш.
— Я хожу: тик-так, тик-так, тик-так — вот послушай! (Можно поднести будильник к уху ребенка.)
— А что ты еще умеешь?
— Я умею будить — громко петь! Хочешь послушать?
— Да, хочу! (Если звук будильника не слишком резкий и громкий, то можно послушать с ребенком его звучание.)
— А еще я показываю время и говорю: пора обедать! (последняя фраза становится выходом из сказки и переключением ребенка на другую деятельность).
— Пока-пока!