УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


В свете реформ, которые уже проведены во многих странах или только выдвинуты в различных документах как отдельных стран, так и международных организаций, реформ, касающихся состояния просвещения и образования, обосновывается утверждение о том, что основу перестройки современных систем образования должны составить требования всеобщности обучения и воспитания, непрерывности образования, горизонтальной и вертикальной «проходимости» системы образования, широкого профиля подготовки, широкого фронта обучения и воспитания, гибкости систем образования, их адаптируемости к переменам, происходящим в области социальной, хозяйственной и культурной жизни. Эти требования, к раскрытию содержания которых мы теперь переходим, остаются в силе также и в условиях, характерных для нашей страны, с которыми они будут прежде всего соотнесены.

Требование всеобщности обучения.

В соответствии с идеей этого требования каждый ребенок должен иметь гарантированный доступ к высшим уровням «образовательной лестницы», включая высшее образование, последипломное обучение и аспирантуру. Единственным показателем его учебной биографии становятся способности и качества характера, а не социальное происхождение, территориальные условия, состоятельность родителей и т. п. Успешная реализация рассматриваемого требования зависит, очевидно, от многих причин, среди которых к важнейшим можно отнести: развитость школьной сети, сети интернатов и учреждений, занимающихся внешкольной работой с детьми и молодежью, а также профессиональные консультации.

С развитием школьной сети, например, связан вопрос доставки сельских детей в школы, лучше организованные, располагающие лучшими кадрами, более богатым оборудованием и учебными пособиями, чем карликовые школы с одним или двумя учителями.

Выдвигается проблема развития сети интернатов при полных средних школах, чтобы таким образом облегчить получение аттестата молодежи из сельской местности или небольших поселков. Вопрос этот заслуживает внимания, в частности, потому, что процентное соотношение сельской и рабочей молодежи в системе общего среднего и высшего образования практически одинаково, т. е. чем больше молодежи рабочего и крестьянского происхождения окажется в средних школах, тем больше станет вероятность роста числа этой молодежи в высших учебных заведениях.

Успешное выполнение требования всеобщности образования зависит и от гарантии всем детям по возможности равного школьного старта. Остается фактом, что некоторые дети достигают школьной зрелости уже в возрасте 5—6 лет, в то время как другие порой имеют значительное опоздание. С целью устранения такого опоздания и смягчения диспропорции нужно организовать при начальных школах специальные выравнивающие классы и окружить обучающихся в них детей педагогической, психологической и врачебной заботой. Эксперименты, которые проводились в Польше в этом направлении, в полной мере подтверждают целесообразность такого рода мероприятий.

Рекомендовано также создание для учеников, отстающих в учебе, особых, переходных выравнивающих групп, имеющих целью ликвидацию дефектов и пробелов в знаниях по одному или нескольким предметам. Такая форма заботы об учащихся заслуживает особого внимания в связи с начатым в ПНР переходом к всеобщему среднему образованию. Стоит отметить, что и в этой области мы располагаем соответствующими результатами исследований. Они свидетельствуют о том, что выравнивающие группы полезны как для борьбы с второгодничеством и отсевом, так и для приобщения учеников к коллективной работе, требующей организационных совместных усилий при разрешении разнообразных теоретических и практических проблем.

Требование непрерывности обучения.

Современная система образования должна не только обеспечивать каждому гражданину свободный доступ к высшим уровням образовательной лестницы, что вытекает из уже рассмотренного требования всеобщности, но и создавать условия для постоянного, систематического повышения уровня уже имеющейся квалификации, для обновления приобретенных знаний. Такая деятельность не может осуществляться исключительно путем нерегулярного самообразования, хотя и эта форма по-прежнему будет играть значительную роль в жизни человека; она должна принять вид институциональной деятельности, систематически организуемой через определенные интервалы времени предприятиями совместно с соответствующими научно-исследовательскими и научно-дидактическими учреждениями. Работа в области повышения профессиональной квалификации и обновления имеющихся знаний перестает быть частным делом отдельных лиц, средством, служащим для удовлетворения их личных интересов; она становится одним из условий дальнейшего прогресса науки и техники, условием развития народного хозяйства и культуры. Благодаря этому она превращается в важную общественную задачу, значение которой будет по-прежнему расти пропорционально скорости накопления человечеством новых запасов знаний о мире.

В этой ситуации система образования должна быть приспособлена к решению последней задачи и, следовательно, обогащена и расширена так, чтобы наряду с традиционными элементами, каковыми являются школы различных типов и уровней, она охватывала и различного типа последипломные формы обучения, а также институциональную докторантскую подготовку (аспирантуру). Уровень таких форм обучения, очевидно, будет различным, поскольку они будут предназначены для выпускников как средних школ, так и высших и даже для лиц, имеющих низшие ученые степени. Многие данные указывают на то, что периодическое участие в такого рода мероприятиях станет для представителей некоторых специальностей обязательным.

Таким образом, оказывается, что в свете требования непрерывности образования ни один уровень обучения, включая и высшее образование, не может рассматриваться как замкнутый и изолированный от других. При этом вертикальная структура, характерная для непрерывного повышения квалификации по данной специальности, чаще, чем теперь, будет пересекаться с горизонтальными структурами, представляющими собой отдельные научные дисциплины. Основанием для таких прогнозов является не только постоянный рост значения междисциплинарных исследований, требующих подготовки, выходящей за рамки одной специальности, но и повышение уровня общего образования людей, работающих в разных областях профессиональной деятельности.

Требование проходимости.

Это требование является одним из самых важных в области модернизации системы образования, ибо от его реализации зависит тесная связь между отдельными элементами, образующими эту систему как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

Обеспечение проходимости обучения в вертикальном направлении осуществляется относительно просто, главным образом оно сводится к ликвидации так называемых тупиков. Значительно сложнее обеспечить реализацию этого требования в отношении горизонтальной структуры. В этом случае организационно-структурные изменения в системе образования, обеспечивающие вертикальную проходимость, оказываются недостаточными. Помимо них необходимы также определенные программные изменения, направленные на установление внутренней связи между частями учебного материала, в области родственных предметов и направлений обучения, таких, например, как биология и химия, математика и физика, педагогика и психология. Вполне понятно, что требование горизонтальной проходимости может быть реализовано только в первые годы обучения в средней школе и на первых курсах обучения в высшей, а не в полном цикле обучения, как это имеет место в случае проходимости в вертикальном направлении. Тем не менее даже частичная горизонтальная проходимость обеспечивает определенные преимущества, позволяя, например, замену случайно выбранного предмета или направления обучения тем, который более соответствует интересам и возможностям и уже поэтому заслуживает внимания.

Реализация требования проходимости в горизонтальном направлении может оказаться значительно более простой, если в соответствии с наблюдающимися в этой области тенденциями реформы программ обучения общетеоретическая база специальной подготовки будет расширена и перемещена на последние годы обучения в средней школе и системе профессионального образования.

Если рассмотренные выше требования, касающиеся модернизации системы школьного образования, относились главным образом к вопросам организационно-структурного характера и только частично, как, например, в случае проходимости, — и к программным проблемам, то следующие три требования касаются прежде всего последних вопросов.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт