При случайном обучении, которое, как мы помним, опережало с точки зрения истории обучение институциональное, организуемое в школе, преобладали методы, основывавшиеся на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например трудовые, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ появились методы словесные, которые особенно заметно доминировали в средние века. Слово, сначала устное, затем письменное и, наконец, печатное, становится главным носителем информации, а обучение по книгам — одной из главных задач образования.
Расширяющий блок
Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре «революции в области методов обучения». Первая состояла в том, что учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй заключалось в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию дидактической работы [см.: Kerr С.].
Односторонняя передача учащимся готовых вербальных знаний с помощью так называемого акроаматического (лекционного) метода вызвала протест лучших умов уже в XVI столетии, когда Хуан Луис Вивес (1498—1540) и Мишель Монтень (1533—1592) потребовали учить детей наблюдать явления природы. Они утверждали, что дети должны становиться «мудрыми из самих себя, а не из книг». Острой критике был подвергнут и так называемый эротематический (вопрошающий) метод обучения, который при одностороннем использовании также не давал ученикам инструментальных знаний, приобретаемых путем «познания вещей, а не чужих наблюдений и свидетельств о них» [см.: Pestalozzi I., 1955, S. 44].
На рубеже XIX и XX вв. большие надежды возлагались на очередной вариант словесного метода, каким явилась эвристика (по-гречески heurisko—«нахожу»). Однако и эти надежды, несмотря на то что сторонники эвристики рекомендовали объединять акроаматический метод с эротематическим и по крайней мере не сторонились «науки о вещах», оказались зыбкими. Было установлено, что эвристика действительно обеспечивает самостоятельность движения к знаниям, а также получение прочных, оперативных знаний и умений, но вместе с тем она требует слишком много труда и времени для получения этих результатов.
Расширяющий блок
По утверждению Яна Владислава Давида, известного сторонника так называемой науки о вещах, ее целью должно быть упорядочение существующих представлений ребенка, которые могут оказаться необходимыми для него в будущей учебе… Ясно, что об очень многих предметах, среди которых он рос с ранних лет, ребенок имеет представления по крайней мере неудовлетворительные, неточные, часто ошибочные… и потому желательно, чтобы все эти представления, не исключая и самые обыденные, которые могут ему пригодиться если не в школьной учебе, то в жизни вообще, были более точными. Предметом же такой науки должны быть общие, т. е. чаще всего повторяющиеся, элементы, особенности и типы всех основных классов предметов, насколько эти последние в обычных условиях преподавания могут быть чувственно воспринят».
В этой ситуации всеобщий интерес вызвали прогрессивистская концепция «учения через деятельность» и тесно связанной с ней метод организации практической деятельности учащихся. По ряду причин, о которых более подробно говорилось выше, и эта концепция не выдержала испытания временем.
Все сказанное позволяет утверждать, что независимо от роли, которую в разные периоды развития образования приписывали тем или другим методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Хороших результатов в дидактической работе можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.
Блок самопроверки
Выбор метода обучения зависит от цели учебно-воспитательной работы, от характерных особенностей отдельных учебных предметов, от принципов обучения… Закончите эту фразу. В случае затруднений прочтите заново введение в настоящую главу.
В чем заключаются различия между принципами и методами обучения?
Какие дидактические действия учителя и учеников связываются с методами: акроаматическим, эротематическим и эвристическим? Какой из этих методов подвергался критике за то, что он содействует познанию не столько вещей, сколько чужих наблюдений и свидетельств о них?
рассмотрите достоинства полиметодических решений, противопоставляя их монометодическим, основанным на преимущественном использовании какого-то одного метода, например лекции.