ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ


В главе 1 уже говорилось о том, что общая дидактика является наукой об обучении. Было отмечено, что такая интерпретация дидактики, предполагающая включение в предмет ее исследований целостно понимаемой деятельности по обучению, получила признание только в нашем столетии. В более ранних трактовках подчеркивалось, что дидактика должна исследовать прежде всего либо процесс преподавания (гербартисты), либо процесс учения (представители различных течений так называемого нового воспитания).

Эти интерпретации предмета исследований общей дидактики можно представить в виде последовательности соотношений:

  1. процесс преподавания > процесс учения;
  2. процесс преподавания < процесс учения;
  3. процесс преподавания и учения.

Знак неравенства в первом выражении указывает на доминирующую роль процесса преподавания над процессом учения как предмета исследований общей дидактики, во втором выражении показана обратная зависимость, а в третьем подчеркнут тот факт, что обе стороны обучения выступают в своем единстве.

Принимая представленные в перечне отношения в качестве основания для классификации современных дидактических систем, т. е. систем, основанных на классно-урочном обучении, мы можем выделить традиционную систему (1), систему, связанную с так называемым «новым» воспитанием (2), а также современную систему дидактики (3).

Безусловно, каждая из выделенных систем складывается из большего или меньшего числа направлений. Так, говоря о традиционной дидактической системе мы, в частности, имеем в виду концепции, разработанные И. Штурмом, Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, А. Беллом и Д. Ланкастером, и прежде всего И. Ф. Гербартом. В свою очередь, в системе нового воспитания можно выделить такие ее направления, как трудовая школа Д. Дьюи или Г. Кершенштейнера, «школа в меру возможностей ребенка», творческая школа и т. д. В рамках современной дидактической системы также функционируют различные направления, например С. Френе, программированное обучение и др.

Учитывая, что подробное описание всех направлений, входящих в традиционную систему и систему нового воспитания, не является задачей этого учебника, мы ограничим свой анализ только наиболее типичными. Представляется, что именно такова роль гербартизма по отношению к традиционной системе, а прогрессивизма — в отношении системы нового воспитания. 3. Мыслаковский (1890—1971) назвал их «двумя выдающимися педагогическими концепциями человечества» [Myslakowski Z. 1964. S. 82]. Описывая систему современной дидактики, мы раскроем содержание теоретических посылок тех ее направлений, которые в настоящее время образуют базу деятельности систем образования в наиболее развитых странах мира. В данном, последнем случае мы не будем заменять систему каким-либо из представляющих ее направлений или подсистем.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт