Важнейшим документом, определяющим содержание образования, является учебный план. Вопрос о принципах построения учебного плана общеобразовательной школы вызывал и до сих пор продолжает вызывать среди педагогов всего мира большие споры.
Великая Октябрьская социалистическая революция провозгласила и реализовала демократический принцип единой, доступной для всех школы. Учебные планы начальной, восьмилетней, десятилетней, вечерней школы построены так, что делают возможным беспрепятственный переход с одной ступени образования на другую. Принцип преемственности учебных планов всех типов школ нашей страны обеспечивает всем равные права в получении высшего и среднего образования. Этот принцип положен в основу построения учебных планов школы во всех социалистических странах. За его реализацию активно борются коммунистические партии в странах капитализма.
Учебный план советской общеобразовательной школы строится таким образом, что он обеспечивает подготовку всех учащихся одновременно и к продолжению образования в высших и средних специальных учебных заведениях, и к будущей трудовой деятельности. Последнее достигается политехнической направленностью содержания общеобразовательных предметов и включением в учебный план трудового обучения. Такое построение учебного плана обеспечивает подготовку всех учащихся как к умственному, так и к физическому труду, что является важным условием их всестороннего развития.
Остановимся на таких принципах построения учебного плана советской школы, как научность и систематичность.
Научность. Знания, входящие в содержание образования, отражают действительность такой, какой она достоверно осознается современной наукой. В результате обучения в сознании школьников создается современная картина объективного мира и формируется стремление к активному участию в его преобразовании. Поэтому с самого начала своего существования наша школа развивалась как школа светская. Преподавание религии из учебного плана школы исключено, поскольку религия несовместима с наукой.
Систематичность. В мировой педагогике до сих пор идут дискуссии по вопросу о том, строить ли учебные планы из отдельных. учебных предметов или из комплексов и проектов, в которых знания из различных наук группируются вокруг какого-нибудь практического дела или области исследования.
«В школе Соединенных Штатов комплексное преподавание имеет место не только на протяжении всего длительного срока элементарной школы, но и захватывает среднюю. Сама идея комплексности развита до предела. На протяжении более полувека в американской педагогике ведется борьба против предметного построения учебных программ» .
В педагогической печати Англии также высказываются мысли о том, что при существующей тенденции к расширению программы и вытекающей из этого опасности перегрузки основной упор следует перенести с предметов, как это было раньше, на так называемые области исследования. Если, например, решено, что класс должен изучать ферму, находящуюся недалеко от школы, то с этим можно увязать изучение многих предметов. Действительное количество затрагиваемых предметов будет, конечно, зависеть от интересов, проявляемых детьми, а также от влияния учителя. При этом дети будут обсуждать, читать, писать, рисовать, моделировать, проводить простые научные опыты, заниматься математическими вычислениями и даже совершать экскурсы в прошлое.
В ФРГ с начала 50-х годов получила распространение концепция экземплярного обучения. При таком подходе берется не последовательное изучение событий (например, в истории) или процессов (например, в естественных науках), а интенсивное изучение отдельных «экземпляров» — узловых пунктов.
При таком построении программ неизбежно нарушается логическая система знаний.
Попытки построить учебный план школы, сгруппировав знания вокруг отдельных общественно полезных дел (проектов) или областей жизни (комплексных тем), были в 20-е годы и в советской школе. Однако опыт показал, что такое построение учебного плана не обеспечивает учащихся систематическими знаниями основ наук, ведет к снижению научного уровня образования. Учтя этот опыт, Центральный Комитет партии в постановлении «О начальной и средней школе», опубликованном 5 сен-тября 1931 г., предложил Наркомпросам разработать программы, обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний по учебным предметам. С тех пор учебный план советской школы имеет предметную структуру, поскольку она .лучше обеспечивает возможность формирования у учащихся системы научных знаний и умений, чем какая-либо другая структура.
Отбор учебных предметов для включения в учебный план советской общеобразовательной школы осуществляется в соответствии с целями коммунистического воспитания и образования отбираются учебные предметы, необходимые для всестороннего развития личности, для формирования коммунистического мировоззрения.
В результате обучения в сознании учащихся должна быть сформирована современная научная картина мира. Каждая нау-ка отражает какую-то определенную сторону действительности. Чтобы из множества наук отобрать для изучения в общеобразовательной школе самые необходимые, надо в самой действительности выделить ее важнейшие качественно-отличные области.
Ф. Энгельс рассматривает все многообразные явления мира как различные виды движущейся материи. Первая, наипростейшая форма движения — это механическая — простая перемена места земных и небесных тел». Движение материи — это также теплота и свет, электрическое и магнитное напряжение. Закономерности указанных форм движения изучают физика и астрономия. На известной ступени развития сил, различной для разных тел, наступают качественные изменения вещества, и мы вступаем в область химии.
Следующая, более сложная форма движения материи — это жизнь. В живых организмах действуют законы физики и химии, но явления жизни не сводятся к этим законам; специфические законы строения, жизни и развития живых организмов изучают биологические науки.
Человек как млекопитающее животное подвержен действию биологических законов. Однако развитие человека и законы человеческого общества не могут быть объяснены законами жизни и развития растений и животных. Человеческое общество представляет собой совершенно новую форму движения по сравнению с любым объединением других организмов. Специфические законы строения, функционирования и развития человеческого общества изучают общественные науки.
На известной ступени развития живой материи возникает мышление. В мозгу происходят сложнейшие физиологические, тончайшие молекулярные, электрические и химические движения. Однако ими не исчерпывается сущность мышления. Законы развития и функционирования мышления изучаются философией, логикой и психологией.
В соответствии с этой классификацией форм движения в учебный план школы включены основы фундаментальных наук о неживой и живой природе и обществе. Что касается наук о Мышлении — психологии и логике, то они в настоящее время не представлены в учебном плане в качестве самостоятельных учебных предметов, а отдельные сведения из них даются в других учебных предметах и в факультативных курсах.
Определив основные отрасли фундаментальных научных знаний, которые должны войти в содержание общего образования, дидактика и методика устанавливают степень дифференцированности каждой из них в учебном плане, учитывая ограниченность учебного времени и возрастные возможности учащихся.
Так, например, из всего многообразия наук о неживой природе для изучения в общеобразовательной школе берутся лишь основы физики, астрономии, физической географии и химии. В учебном плане отсутствуют такие учебные предметы, как метеорология, минералогия, петрография, геология, космонавтика и многие другие. Элементы знаний из этих наук, имеющие общеобразовательное значение, включены в другие учебные предметы.
Давая свою классификацию наук, Энгельс указывал, что современная ему стадия познания столь же мало окончательна, как и все предыдущие. Время, отделяющее нас от того периода, когда жили и творили основоположники марксизма, ознаменовалось дальнейшим ростом, развитием и дифференциацией наук.
В последние десятилетия завоевала почетное место среди других фундаментальных наук кибернетика, бурно развиваются технические науки. Элементы технических знаний вошли в содержание курсов физики, химии, трудового обучения. Что же касается кибернетики, то в настоящее время создан и проходит экспериментальную проверку в школах соответствующий факультативный курс.
Гармоническое сочетание основ естественно-математических и гуманитарных наук.
Естественно-математические дисциплины занимают третью часть учебного времени средней школы.
Иногда встречаются попытки противопоставлять естественнонаучное, политехническое образование, ведущие к повышению эффективности общественного труда, гуманитарному образованию, якобы имеющему меньшее значение в развитии нашего общества. Проникновение в среду молодежи недостаточно уважительного отношения к гуманитарным наукам или ослабление интереса к явлениям общественной жизни представляет серьезную опасность для осуществления воспитательных задач школы.
Гуманитарное образование в средней школе имеет огромное значение в формировании мировоззрения и морального облика учащихся, понимания ими политики нашей партии, общественно-политических событий в стране, на международной арене и своей роли в коммунистическом строительстве. Для учащихся, желающих углубить знания в области искусства, вводятся соответствующие факультативные курсы. Что касается курса литературы, то он всегда занимал в учебном плане школы значительное место.
Задачи эстетического воспитания решаются в каждом учебном предмете в соответствии с его специфическим содержанием. Эстетика вносится и в обучение школьников труду. Преподаватель каждого предмета имеет большие возможности воспитывать у учащихся чувство прекрасного и влиять на эстетику поведения.
Целям всестороннего развития личности служит и физическое воспитание. Задачи физического воспитания решаются в учебном плане школы, прежде всего в особом предмете «физическая культура». Этот предмет дает систему знаний и навыков всем школьникам. Главное его назначение — укрепление здоровья детей, формирование физической силы и ловкости, сноровки и быстроты в движениях и т. д.
Область нравственного воспитания в учебных планах советской школы не представлена в каких-либо особых учебных предметах. Все образование в целом служит целям воспитания научного мировоззрения и коммунистической морали. Содержание каждого учебного предмета определяется принципами органического единства обучения и воспитания. Вопросы нравственного воспитания, естественно, особенно широко представлены в таких предметах, как история, обществоведение, литература.
Созданию опыта нравственного поведения учащихся благоприятствует и трудовое обучение, в особенности их участие в производительном труде, и обучение организации труда — индивидуального и коллективного. Это предусматривается и программой по труду.
Во всестороннем развитии и воспитании учащихся большое значение имеет развитие языковой культуры. В нашем многонациональном государстве проблема содержания образования в области языков является необычайно сложной.
Она находит, однако, свое правильное решение на основе ясной и мудрой ленинской политики в области национальных отношений. В программе КПСС, принятой на XXII съезде партии, выдвинута задача — «обеспечивать и в дальнейшем свободное развитие языков народов СССР, полную свободу для каждого гражданина СССР говорить, воспитывать и обучать своих детей на любом языке, не допуская никаких привилегий, ограничений или принуждений в употреблении тех или иных языков» На протяжении всех лет существования Советского государства в условиях нерушимой дружбы и взаимного доверия народов СССР национальные языки развиваются у нас на основе равноправия и взаимообогащения.
Не будучи обязательным государственным языком Совет-ского Союза, русский язык как язык великой и многообразной в своих проявлениях культуры русского народа, как язык современной передовой науки и техники, как язык, на котором распространяются идеи мира и дружбы между народами, высоко расценивается всеми национальностями. И потому он изучается во всех нерусских школах СССР.
Родной язык в школе используется и изучается как важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мыслей, чрезвычайно важный фактор в общем развитии человека. На родном языке дети осмысливают окружающие их явления и факты из жизни природы, семьи и общества, приобщаются к культурным ценностям, созданным народом. На базе родного языка ведется вся учебная и воспитательная работа с учащимися. Усвоение основ наук в школе в значительной мере зависит от знания учащимися родного языка, от владения практическими навыками в области устной и письменной речи.
Одной из составных частей общей борьбы нашего государства за всемерное развитие культуры, за воспитание всесторонне развитого и образованного человека является изучение иностранных языков. Владение иностранным языком помогает каждому члену общества приобщаться к духовным ценностям мировой культуры. Повышение значения иностранных языков связано также с растущими международными связями СССР.
В процессе овладения языком расширяется общий кругозор учащихся; они знакомятся с бытом и обычаями народа страны изучаемого языка, с выдающимися деятелями науки и культуры этой страны.
В школах с преподаванием ряда предметов на иностранном языке ставятся значительно более широкие задачи, что обусловлено особо благоприятными условиями, созданными в этом типе школ: большее количество часов на изучение языка, деление класса на три группы на занятиях иностранным языком, проведение некоторых практикумов и факультативов на изучаемом иностранном языке и др.
В современном учебном плане мало времени отводится на физкультуру, предметы эстетического цикла, труд. При прогнозировании дальнейшего развития школы изыскиваются пути устранения этого недостатка. Возможности для увеличения времени на эти предметы могут быть найдены при переходе школ на односменные занятия. Опыт передовых школ с продленным днем показывает, что в едином недельном учебно-воспитатель-ном плане, охватывающем все время пребывания учащихся в школе, удастся значительно увеличить время на занятия искусством, подвижные игры, гимнастику, спорт, физический труд.
Все отобранные для изучения в школе учебные предметы не могут изучаться одновременно, так как одни из них не могут быть усвоены без предварительного изучения других. Например, для изучения курса физики необходимы знания по математике. Сложные вопросы физиологии человека не могут быть усвоены без знаний по химии и т. д. Исходя из этих соображений, в прошлом делались предложения изучать предметы в строго последовательном порядке (О. Конт, Д. И. Писарев): сначала надо полностью изучить курс математики, после чего перейти к физике; покончив с физикой, приступить к химии и, только полностью закончив курс химии, браться за биологию, а после нее изучать географию и историю. По поводу такого порядка изучения предметов в школе, предложенного французским философом и социологом Контом, Ф. Энгельс писал,-что это приводит к несуразному обучению, «где каждая наука исчерпывается прежде, чем успели хотя бы только приступить к другой, где правильная в основе мысль математически утрируется до абсурда»
Дидактика не пошла по этому пути. Расположение учебных предметов в учебном плане таково, что оно дает возможность изучать новый предмет, не дожидаясь, когда полностью будет изучен предшествующий. Физика, например, только на один год опережает химию, и далее оба предмета изучаются параллельно.
История изучается не по окончании курса географии, а одновременно с ним.
При этом содержание внутри смежных учебных предметов распределяют по годам обучения таким образом, чтобы сведения из данного предмета, необходимые для сознательного усвоения другого, давались, по преимуществу, заблаговременно. Так обеспечиваются межпредметные связи, не нарушающие логику предметов.
Межпредметные связи в обучении отражают реальные связи той действительности, которая изучается каждым учебным предметом, тех видов деятельности, которыми должны овладеть ученики. Поскольку ученики овладевают знаниями о мире, а эти знания отражают и связи между различными объектами действительности, то сами знания содержат в себе связь друг с другом. При этом одни знания легко обнаруживают связь свою с другими, в других связи содержатся в скрытой форме.
Предметное построение учебного плана вызывает опасность изоляции в сознании ученика знаний одного предмета от знаний другого, навыков и умений, даваемых в одном учебном предме-те, от специфических навыков и умений, формируемых при изучении другого. Поэтому учебный процесс предполагает преднамеренное руководство по усвоению межпредметных связей. Такое руководство осуществляется указаниями программы, содержанием учебников, введением обобщающих учебных предметов (обществоведение) и деятельностью учителя.
Межпредметные связи могут быть подразделены на связи между знаниями и умениями, специфическими для каждого учебного предмета, и на связи между знаниями, навыками и умениями, общими для разных предметов. В первом случае необходимые связи раскрываются и устанавливаются каждым учебным предметом. Во втором случае возможно разделение труда между учебными предметами. Так, навыки и умения учебной работы (работы с книгой, конспектирование и т. д.) формируются всеми учителями, но в различных учебных предметах им будет уделено больше или меньше времени.
Реализация межпредметных связей затрудняется тем, что различные разделы одного предмета, более всего связанные с соответствующими разделами другого предмета, могут изучаться в разное время. Поэтому различают реализацию предшествующих, или опережающих, и последующих межпредметных связей. Первые реализуются в том случае, когда тема одного предмета предшествует (с большим или меньшим временным промежутком) изучению соответствующей темы другого предмета. В этом случае подчас приходится привлекать материал из другой темы. Последующие связи реализуются при рассмотрении темы, изучаемой позже той, с которой она связана. В этом случае ранее изученный материал становится опорой для новой темы из другого предмета.
При изучении знаний, составляющих основы наук, их связи аналогичны связям между научными знаниями. Связи между последними обусловлены тем, что:
- разные науки изучают один и тот же объект,
- методы одной науки используются при изучении объектов другой науки,
- разные науки используют одну и ту же теорию для изучения разных объектов.
Такие же виды связей устанавливаются и при изучении основ наук.
Первый вид связей обеспечивает всестороннее изучение одних и тех же объектов. Так, полезные ископаемые рассматриваются в географии, физике, химии, биологии, но каждым предметом под свойственным ему углом зрения.
Второй вид связи обнаруживает значение методов одной науки для изучения объектов другой и тем самым взаимосвязь объектов действительности.
Третий вид связи позволяет формировать более широкую научную картину мира, охватывая одной теорией (законом) обширные области действительности (атомно-молекулярная теория строения вещества для понимания физических, химических и биологических явлений).
Осуществляя межпредметные связи, необходимо, однако, учесть, что некоторые связи могут устанавливать сами учащиеся. Это надо использовать в целях формирования гибких межсистемных ассоциаций наряду с внутрисистемными (внутрипредметными).
Принцип единой школы, определяющий общий для всех школ страны объем обязательных знаний и преемственность между ступенями обучения, не исключает некоторой дифференциации содержания образования, необходимость которой диктуется различными причинами. Одной из причин дифференциации является многонациональный состав Советского государства. Учебный план советской школы, обеспечивая для всех национальностей уровень среднего образования, вместе с тем предусматривает изучение национальной культуры (литература, язык, история и т. д.) и приобщение детей всех нерусских народов к культуре великого русского народа. Поэтому школы с нерусским языком преподавания работают по особому учебному плану, в который, помимо обычных учебных предметов, изучаемых в русских школах, включены родной язык, родная литература и более подробные сведения по географии и истории своей национальной республики или автономной области.
Вторая причина, делающая необходимой дифференциацию содержания образования,— это учет личных интересов и склонностей учащихся. Отдельные школьники проявляют повышенный интерес к той или иной отрасли научных знаний, техники, искусства и хотят получить более обширный круг знаний в полюбившейся им области. В этом заинтересованы и вузы, желающие, естественно, иметь студенческие кадры, а затем и кадры научных работников, относящиеся к своей специальности как к жизненному призванию.
Для удовлетворения индивидуальных познавательных интересов учащихся организуются факультативные занятия, на которые в учебном плане отводятся специальные часы. В много комплектных средних школах, располагающих необходимыми условиями, организуются специальные классы, а в крупных населенных пунктах, имеющих большое число средних школ,— специальные школы. По непрофилирующим учебным предметам они работают по основному учебному плану, программам и учебникам, общим для всех средних школ.
Дифференциация содержания образования допустима лишь при том условии, что она проводится не за счет ущемления объ-ема знаний по другим учебным предметам, необходимых каждому образованному человеку, независимо от его индивидуальных вкусов и будущей профессии.