X

Определение целей урока. Определение и организация содержания урока.

Все компоненты урока находятся в тесной взаимосвязи. Однако цели — это фокус, вокруг которого организуется весь урок; его контролирующая сила, направляющая всю деятельность преподавателя и учащихся. Необходимо учитывать и тот факт, что категория цели, согласно И. П. Павлову, вообще составляет одну из основ человеческого поведения. Рефлекс цели связан с рефлексом внимания, имеющим фундаментальное значение в учебном процессе.

Определение целей урока начинается с операции продумывания их по нисходящей линии: цели обучения, цели предмета, цели темы и цели данного урока. При этом цели соотносятся с особенностями класса. Следовательно, постановка целей — это определение социально-этической и психолого-педагогической категории целей урока.

На этапе разработки целей урока важную роль играют следующие вопросы: комплексность, многоплановость целей урока; их исходные уровни и позиции; мотивационное значение целей урока и условия, способствующие повышению этого значения; категории целей урока.

Комплексность, многоплановость целей урока. Трудность проведения урока связана с необходимостью достижения сложного комплекса целей. Цели урока исходят из задач обучения, воспитания и развития умственных способностей учащихся и подразделяются на главные, сопровождающие и дополнительные, с одной стороны, отдаленные и непосредственные — с другой. Овладение знаниями, умениями и навыками не может считаться единственной целью урока в школе; в целях должны быть также отражены требования формировать на основе этих знаний у учащихся коммунистические убеждения, развивать их познавательные способности.

Мотивационное значение целей урока и условия, способствующие повышению этого значения. Цели, принятые учащимися, побуждают их к учению, преодолению трудностей и не только указывают, чего надо достичь, но и намечают конкретные пути для этого.

Условия, способствующие достижению указанного положения:

  1. цели, несмотря на многогранность, должны быть предельно четкими и ясными. В дидактике рекомендуется сообщать учащимся намеченные цели в начале урока, что, по свидетельству некоторых исследователей, делает учебный процесс открытым для учащихся. Против таких действий вряд ли стоит возражать, но сам факт объявления целей урока ничего не дает, если преподаватель глубоко не продумал пути их достижения и не проводит этих принципов на уроке. Хорошо сформулированные цели урока показывают учащимся важность изучения данного материала, а последовательно усложняемые, но посильные познавательные задачи ведут класс к достижению целей;
  2. мобилизация сил учащихся на высоком уровне происходит не только под влиянием ясно осознаваемой ими необходимости изучения материала, но и в связи с возникновением интереса к изучаемому. Обычно интерес начинается при столкновении учащихся с чем-то новым, необычным. Однако интерес немедленно прекращается как из-за слишком раннего ответа, решения, так и из-за непосильной трудности решения. Кроме того, он зависит от знаний учащихся — никто не интересуется длительно тем, чего не понимает. Поэтому нельзя делать разрыв между достигнутым учащимися уровнем знаний и выдвигаемыми на уроке познавательными задачами чрезмерно большим, непосильным. Интерес — необходимое условие эффективности урока, но ради него нельзя понижать ни научного уровня преподавания, ни требований к учащимся.

Категории целей урока. Цели урока можно сгруппировать в три основных раздела:

  • Знания. Эта категория включает факты, понятия (принципы, законы, теории) и связи между ними, которые учащиеся должны усвоить на уроке.
  • Умения и навыки. Здесь включаются все типы действий учащихся — умственные и физические.
  • Отношения. Сюда входят подходы, точки зрения, стандарты оценок, мировоззрение учащихся, нормы поведения.

На каждом уроке необходимо реализовывать все три группы целей, причем цели развития учащихся последовательно включаются в каждую из них.

Определение и организация содержания урока.

Содержание урока определяется учителем в соответствии с учебными программами, однако это не упрощает задач учителя, которому приходится подбирать конкретный материал из разных источников и организовывать его. При этом намеченный материал соотносится не только с учебными программами, но и с учебником, чтобы не было противоречий в освещении тех или иных вопросов. Основная задача организации содержания урока — создать основу для эффективной деятельности учителя и учащихся.

При планировании содержания урока большое значение имеют следующие вопросы: соотношение фактов и понятий, принципов, законов, а также части и целого в содержании урока; способы контроля за организацией содержания урока.

Соотношение фактов и понятий, принципов, законов в содержании урока. Разработка содержания урока обычно начинается с отбора фактов, на основе которых можно подвести учащихся к обобщениям.

Вопрос о том, должны ли в учебном процессе на уроке факты предшествовать понятиям, законам или следовать за ними длительное время, был предметом дискуссии. Сторонники одного из направлений указывали, что единичные представления на уроке должны предшествовать общим понятиям. Они критиковали уроки, на которых сообщение знаний начиналось с формулировок определений, понятий, указывая на отвлеченность материала и его недоступность для понимания учащимися. Указывая, что такой способ, организации работы на уроке не может быть единственным, они впадали в другую крайность — требовали, чтобы отдельные факты, явления всегда шли раньше понятий, законов, к которым относятся.

Эта ошибка связана с неправильным пониманием, заключающимся в том, что процесс учебного познания может осуществляться только на индуктивной основе. Как известно, индукцию необходимо дополнять догадкой. В учебном процессе полезно поощрять предвидение, догадки учащихся при обязательной последующей проверке и уточнении их на основе фактического материала или применения на практике. Догадка лучше всего осуществляется на дедуктивной основе, которая позволяет предвосхищать опыт путем выводов из общих принципов и объяснять отдельные факты, исходя из общих принципов. Сущность указанной организации содержания урока заключается в том, что учащиеся побуждаются к поиску фактических доказательств тех или иных принципов.

Дискуссия о том, как лучше организовать и подать учебный материал — по частям или крупными (целыми) единицами, также имеет большую давность. Программированное обучение представляет собой определенную победу исследователей, утверждающих, что материал (особенно сложный) лучше и быстрее изучается, когда подается по частям. Эксперименты показали, что учение идет эффективнее, когда материал темы, раздела схватывается учениками как целое. В соответствии с этим при переходе к новому материалу целесообразно дать учащимся общее представление о всей теме (о целом) и только после этого начинать с ними последовательное изучение частей, постоянно соотнося части с целым. В конце урока организуется обобщение изучаемого материала, соединение частей в целое.

Продвигаясь в познании в двух направлениях — от целого к части и от части к целому, школьники одновременно движутся от старого, изученного и закрепленного на прошлых уроках, а также в начале данного урока, к новому и от нового, вновь изученного,— к старому, известному. У учеников формируется представление о путях дальнейшего развития темы, они строят обоснованные гипотезы и как бы опережают будущие познавательные задачи, проявляя высокую активность в учении. На такой основе легче формировать мировоззрение учащихся, поскольку они усваивают знания диалектически: соотносят часть с целым, усвоенное с вновь усваиваемым, осознают черты известного в неизвестном, понимают переходы от старого к новому и обратно, т, е. получают представление о всеобщей связи и зависимости изучаемых явлений.

Правильная организация материала обеспечивает не только высокое качество знаний учащихся и благоприятные возможности для формирования их мировоззрения, но и является эстетически воспитывающей. Есть тенденция считать эстетически ценным содержание небольшого круга предметов: литературу, русский язык, историю и др. Это неверно. Все уроки должны давать учащимся эстетическое удовлетворение, которое вызывает у них положительные эмоции. Знания наиболее эффективно переходят в убеждения, когда они опосредуются эмоциями учащихся. При этом не следует смешивать эстетические ценности с другими ценностями урока и пренебрегать ими, для чего необходимо продумывать содержание урока снова и снова, чтобы довести его до совершенства. Тогда сложное становится простым и совершенным по форме.

Способы контроля организации содержания урока. Эффективность организации изучаемого материала на уроке может быть установлена объективно путем анализа качества ответов учащихся и времени, затраченного на изучение этого материала. Показатель эффективности тесно связан с индивидуальными особенностями учащихся: многое из того, что сильные учащиеся могут сами, слабым помогает сделать четкая организация учебного материала на уроке. Особенно влияет правильная организация учебного материала на качество первичного восприятия учащихся.

Содержание любого урока можно рассматривать как с точки зрения формы выражения, так и рациональности организации.

По форме выражения содержание урока может быть представлено тремя путями:

  • а) системой действий, необходимых для достижения определенного результата (манипулятивная подача),
  • б) системой образов или графических изображений, которые стоят вместо понятий, не определяя, однако, их полностью (образная подача);
  • в) системой понятий, принципов, законов (абстрактная, символическая подача). Многие изучаемые на уроке явления трудно представить в виде системы действий или посредством образов, графических изображений. В связи с этим для ряда случаев возможен лишь один из указанных путей выражения содержания, но в большинстве уроков они взаимозаменяемы и сочетаются.

Рациональность организации содержания урока выражается соотношением количественной и качественной характеристик изучаемого материала, дающих в совокупности показатель полезности. Так, количество различных сведений, содержащихся в изучаемом на уроке материале, дает лишь весьма отдаленное представление о том, какие из них действительно необходимы для достижения поставленных целей. Число сведений может существенно изменяться, а степень их полезности при этом оставаться неизменной. Количество сведений можно измерять по-разному, в зависимости от конкретных условий: количеством фактов, примеров, количеством признаков понятий, количеством понятий, принципов, законов, наконец, количеством данных в задаче и т. д. Часто вместо перечисления многих положительных признаков изучаемого явления целесообразнее назвать немногие отрицательные (и наоборот); вместо указания ряда дат назвать определенный отрезок времени, если каждая дата не имеет существенного значения, не несет в себе полезной информации.

В процессе организации содержания урока намечается, какие наглядные пособия и технические средства обучения будут использованы на уроке. Ввиду особой важности данного вопроса рассмотрим его подробнее.

Как известно, во всех учебных заведениях Советского Союза, в том числе в школах, все более широкое применение находят такие средства обучения, как кино, телевидение, радио, обучающие устройства и др. Это означает, что происходят определенные изменения в технологии обучения. Технологические изменения в обучении — один из аспектов научно-техническою прогресса, захватывающего все сферы жизни.

Достоинства технических средств обучения многочисленны: они создают на уроке атмосферу современности, способствуют формированию у учащихся навыков культуры современного труда, повышают результативность обучения, оказывая одновременно положительное воздействие на воспитание учащихся и развитие их познавательных способностей. Они должны систематически использоваться на уроках, однако следует помнить, что применение фильмов, телевизионных передач, обучающих устройств и т. д. — это не цель, а средство повышения эффективности обучения на уроке. Хороший урок зависит от ряда факторов, одним из которых является правильный отбор и использование современных средств обучения.

Можно с полным основанием сказать, что результаты применения фильмов, радио- и телевизионных программ, магнитофонных записей зависят прежде всего от того, насколько эффективными их делает учитель на том или ином уроке. Они не подменяют и не могут подменить учителя и дают эффект лишь в том случае, когда прямо связаны с изучаемым материалом и когда учащиеся в состоянии определить эти связи.

Рассмотрим, к примеру, применение на уроках учебных фильмов. Фильмы дополняют художественными средствами действия учителя, обогащая тем самым процесс обучения на уроке. Они дают возможность показывать школьникам недоступные для непосредственного наблюдения явления, знакомить их с новейшей научной техникой и современными методами исследования. Психологически значение фильмов объясняется тем, что благодаря яркости образов они захватывают внимание учащихся и учение идет более продуктивно. Здесь действует принцип интенсивности: при прочих равных условиях чем больше обучение на уроке захватывает внимание учащихся, тем выше эффект обучения. Однако для того, чтобы фильм стал органической составной частью учебного процесса, необходимо тщательно подготовить его демонстрацию, хорошо продумать все этапы работы на уроке. При использовании фильма без соответствующего планирования он становится не помощником учителя, а подчиняет себе все действия учителя. В этом случае фильм диктует объем и содержание лекции, объяснения, превращая их в комментарии к фильму.

Чтобы этого не случилось, учитель должен помнить следующее:

  • а) фильм может быть использован наиболее целесообразно на уроке лишь в том случае, когда учитель заранее его просмотрит и проведет анализ содержания;
  • б) после просмотра и анализа содержания фильма необходимо установить цели его демонстрации на уроке и способы связи содержания фильма с общим содержанием урока;
  • в) следует продумать, введение, вступительную беседу для того, чтобы подготовить класс к просмотру, указать учащимся на основные вопросы содержания фильма;
  • г) фильм не должен рассматриваться как неделимое целое, которое может быть использовано лишь в том порядке, в каком фильм сделан; во многих случаях более целесообразно использовать в фильме то, что наиболее подходит к теме и целям урока (частичное, фрагментарное применение фильма);
  • д) после просмотра фильма надо провести опрос учащихся или беседу, дискуссию;
  • е) в случае неправильного понимания, восприятия учащимися отдельных частей фильма предусмотреть повторный. показ этих кадров; повторный показ особо важных для усвоения изучаемого материала кадров также дает большой эффект.
admin:
Related Post