Вопрос о роли на уроке стабильного классного коллектива учащихся, в котором существует устойчивая система отношений, действуют групповые процессы, еще очень мало изучен. Однако, как показало наше исследование, без глубокого и всестороннего понимания данного вопроса учитель не сможет эффективно организовать работу на уроке. Влияние класса на учащихся связано, прежде всего, с тем, что ученики широко используют стандарты установившихся в классе оценок различных явлений и коллективных оценок, возникающих непосредственно в учебном процессе, при принятии тех или иных решений, выполнении операций и анализе результатов.
При этом самостоятельные суждения, действия отдельных учеников могут стимулироваться или задерживаться присутствием других учащихся; оценки и мнения класса могут. расходиться с индивидуальными, подавляя последние или оставляя их без внимания; внешне активные члены классного коллектива могут доминировать над более мыслящими, но менее динамичными. Класс может прямо повышать — понижать веру отдельных учащихся в свои силы. Когда класс систематически отвергает суждения, действия того или иного ученика, а учитель не обращает внимания, то данный ученик может отнести это за счет своих недостатков и занять пассивную позицию в деятельности на уроке. Учет сил и условий, влияющих на класс в целом и на процесс, которым действия отдельных учащихся обусловливаются коллективным обучением на уроке, способствует повышению эффективности урока.
Позитивное влияние коллектива на действия отдельных индивидуумов отмечал К.Маркс, указывая, что «уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии… увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц…». Эта закономерность широко проявляется и в обучении на уроке.
Наблюдения и эксперименты показали, что в общем класс положительно воздействует на деятельность отдельных учеников, побуждая их к увеличению количества и повышению качества работы. Однако при неправильных установках классного коллектива и при недостаточно продуманной организации учебного процесса на уроке указанного положительного влияния может не быть. В таких случаях увеличение количества выполнен-ной работы не совпадает с повышением качества выполнения или даже снижаются количество и качество работы.
Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии одних учеников на других в познавательной деятельности. Как никакая другая организационная форма, урок предоставляет возможность учащимся учиться друг у друга. И ученики широко пользуются этой возможностью в первую очередь посредством подражания. Подражание — это элементарный механизм взаимодействия учащихся, который раскрывает, как происходит процесс, но не объясняет его причин. В связи с этим для более глубокого понимания причин подражания в познавательной деятельности школьников на уроке необходимо установить его мотивы.
Один из главных мотивов подражания — желание делать так, как делают те, кому подражают. Слабые и средние по успеваемости ученики обычно выбирают в качестве объекта для подражания хорошо успевающих учащихся, а последние — учителя. Другой мотив — стремление к объединению с другими на основе принятия их мнений, образцов действий и соответственно получения их поддержки, одобрения. Этот мотив наиболее широко распространен среди хорошо и отлично успевающих учеников. Отметим, что его влияние выходит далеко за пределы урока: даже при выполнении домашних заданий многие школьники, зная, что идея одобрена большинством учеников класса, стремятся придерживаться этого мнения, а не идти против него. Третий мотив — поиск более легких путей выполнения требований: легче подражать, чем находить собственные оригинальные решения.
Описанные выше процессы способствуют повышению обучающего, воспитывающего и развивающего значения урока, если целенаправленно регулируются учителем. Поэтому одна из обязанностей учителя: управляя групповыми процессами, создавать на уроке атмосферу, способствующую эффективному учению. Многие учителя пытаются в этом вопросе все сделать сами, что ставит каждого ученика в позицию интеллектуальной, моральной и эмоциональной зависимости только от учителя; влияние других учащихся, влияние класса в таком случае учитель пытается нейтрализовать. Но так как класс является стабильным коллективом с устойчивыми направлениями влияния, то нейтрализовать воздействие одних учеников на других, исключить групповые процессы на уроке невозможно. Иначе могут образоваться два источника влияния: один, идущий от учителя, и второй, идущий от классного коллектива, которые могут иметь разные направления, а иногда и конфликтовать. Вследствие этого соответствующий настрой, климат на уроке должен создаваться непосредственно классом с помощью учителя и под его руководством. Тогда. ученики могут осуществить моральную и эмоциональную поддержку взаимно и в наиболее желательном направлении.
Класс обеспечивает среду, в которой ученики проводят много лет жизни. Класс контролирует поведение школьников, и его влияние выходит за рамки учебной деятельности и учебных интересов в более широкие духовные, интеллектуальные и эмоциональные сферы. Установившиеся в классе традиции принимаются учениками и влияют на их поведение даже вне школы. Класс в связи с этим становится сильнейшим инструментом не только в обучении, но и в воспитании школьников. Отсюда возникает необходимость в создании целого комплекса условий, обеспечивающих непрерывный рост класса как коллектива и всестороннее гармоническое развитие личности каждого отдельного ученика. Индивидуальные вариации в потребностях и интересах, в подходах к решению различных вопросов и методах работы должны поддерживаться учителем и классным коллективом, так как без этого невозможно формирование творческой индивидуальности. Интересы, склонности, способности каждого школьника, как свидетельствует опыт работы школ, проявляются и развиваются наиболее полно, когда достаточно гибкие и разнообразные виды и методы работы на уроках органически сочетаются с факультативными занятиями и различными формами внеклассной и внешкольной работы.
Заканчивая анализ общих вопросов, отметим, что урок как организационная форма имеет ценные предпосылки для того, чтобы сделать обучение продуктивным. Как эти предпосылки используются — другой вопрос, относящийся к эффективности урока. Однако с точки зрения дидактики очень важно, что несмотря на одновременное обучение значительного числа учащихся, учитель имеет возможность на уроке руководить их познавательной деятельностью на основе конкретных данных о состоянии знаний, умений, навыков, общем развитии каждого. Непосредственный контакте классом позволяет учителю устанавливать обратную связь с каждым учеником, хотя и не такую непрерывную, как, например, на индивидуальном занятии, но все-таки дающую возможность видеть достижения и трудности обучаемых, оказывать им своевременную помощь. В связи с этим, используя необходимые сочетания видов работы и тем самым добиваясь повышения степени рациональности в работе каждого ученика, можно обеспечить: овладение основами изучаемого всеми учениками класса непосредственно на уроке и прямое включение вновь изученных знаний, умений, навыков в учебную деятельность на уроке, т. е. их непосредственное применение. Оба указанных показателя в большой мере определяют эффективность форм организации процесса обучения, в том числе урока,