КАК ПОНЯТЬ ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА


Не всякий малыш может рассказать о своей тревоге. Обычно дети выражают свой внутренний дискомфорт необычным поведением, непредсказуемыми поступками, капризами, или замыкаются в себе. Часто они испытывают безотчетный страх, видят страшные сны, поэтому беспокойно спят, а вечером долго не могут заснуть. Нередки случаи, когда тревога и страх потерять родительскую любовь перерастают в болезнь. Заболевая, они подсознательно надеются получить больше ласки и душевного тепла. Все эти явления свидетельствуют о том, что психика ребенка сильно травмирована. Чтобы не допустить этого, будьте внимательны к своему ребенку, пережившему ваш развод. Разобраться, в какой степени повлияло на него это событие, помогут детские рисунки.

Рисование — это не просто интересное и творческое занятие, отвлекающее от тревог и грустных мыслей. Это выражение собственного мироощущения, которое художник переносит на бумагу с помощью разных символов, хорошо известных и изученных психологами. Любой профессиональный художник вкладывает в свое произведение частицу своей души. По картинам мастеров тоже можно судить об их настроении. А маленькие дети, не связанные техническими правилами и условностями, творят абсолютно свободно, полностью открывая бумаге не только свою душу, но и демонстрируя уровень интеллекта. Вам остается только расшифровать рисунок малыша. И в этом я вам охотно помогу.

Рисуем человека

Самый простой и очень информативный тест — рисунок человека. Попросите ребенка изобразить человека в полный рост. Не торопите его, пусть подойдет к этой задаче со всем старанием, только тогда вы сможете правильно понять психологический настрой малыша. А теперь начинаем изучать портрет. Посмотрите, как изображена голова человека — самая важная часть тела, отвечающая за интеллектуальное развитие и волю. Если она слишком маленькая, ребенок сомневается в своих способностях, хотя это не означает, что он их не имеет. Если голова нарисована нечетко — это говорит о застенчивости и неуверенности в себе. Имеет значение и то, в какую очередь ребенок изобразил голову человека. Если в последнюю, то он страдает от межличностных конфликтов.

Теперь обращаем внимание на шею, которая символизирует связь между собственными желаниями и разумным контролем этих желаний, то есть соотношение между «хочу» и «надо». В рисунках маленьких детей шея вовсе отсутствует, да это и понятно, они еще не могут контролировать свои желания. Но стоит задуматься, если шея, как часть тела, не появляется в рисунках школьников, у которых уже должна формироваться способность к рациональному самоконтролю. Очень крупная шея свидетельствует о стремлении контролировать свои неуемные желания и прихоти, тонкая и длинная — показатель самоустранения от решения этой проблемы, а толстая и короткая — говорит о слабости воли ребенка и невозможности справиться со своими капризами.

Плечи — очень важный и серьезный элемент рисунка, особенно у мальчиков. Несмотря на то что плечи являются признаком физической силы и потребности во власти, их размеры свидетельствуют о об общей оценке человека, как личности. Слишком широкие плечи говорят о том, что ребенок ощущает свою большую силу, а узкие, наоборот, указывают на признание собственной ничтожности не только в физическом, но и в общечеловеческом плане. Угловатые плечи — признак чрезмерной осторожности и повышенной тревожности. Плечи могут быть покатыми и характеризовать низкий жизненный тонус ребенка, то есть его пессимистическое настроение, уныние и даже чувство собственной вины за случившееся.

Туловище человека обозначает его жизненные силы. Если ребенок рисует фигуру с угловатым или квадратным туловищем, это говорит о его мужественности. Но слишком крупное туловище свидетельствует о неудовлетворенных потребностях малыша — недостатке любви, ласки и общения. Непропорционально маленькое туловище должно насторожить вас, потому что ребенок чувствует себя униженным и непонятым.

Отсутствие рук и ног на рисунке даже маленького ребенка говорит о том, что у малыша нет крепкого психологического контакта с матерью и другими близкими людьми. Кисти рук с пальцами ребенок рисует обычно тогда, когда он чувствует себя самостоятельной личностью, то есть способным что-то делать без помощи мамы. Если этого нет, то руки ребенок изображает просто палочками. Сначала на руке может быть не пять пальцев, а меньше или больше. Если их больше, чем пять, ребенок чувствует себя очень сильным. Важно и то, на какой руке изображено больше пальцев. Если на левой, ребенок доминирует в семье, на правой — ощущает свое лидерство в школе, в детском саду, во дворе, то есть за пределами семьи. Меньшее количество пальцев на руке изображенного ребенком человека заставляет задуматься о том, что малыш чувствует себя более слабым, чем окружающие. Непропорционально длинные и мускулистые руки — признак потребности в физической силе и смелости, а также больших амбиций. Очень короткие руки, наоборот, говорят об ограниченности стремлений и ощущении собственной неадекватности. Изображенные близко к телу руки говорят о напряжении. Руки за спиной или в карманах — о чувстве вины, неуверенности в себе. Широкий размах рук — об интенсивном стремлении к действию.

Изображенные на рисунке ноги показывают, как ребенок чувствует свое положение в семье и в обществе, то есть как твердо он «стоит на ногах». Если ноги слишком длинные, то он явно стремится к независимости. Если нарисованный человек твердо стоит на обеих ногах, значит, на душе ребенка спокойно, он чувствует себя защищенным.

Теперь рассмотрим лицо. Все, что на нем находится — глаза, уши, рот и нос — являются рецепторами внешних раздражителей и определяют чувственный контакт с действительностью. Так, тщательно прорисованные черты лица означает сильную озабоченность чем-то — своей внешностью или взаимоотношениями со сверстниками. Подчеркнутый подбородок свидетельствует о нереализованной потребности в лидерстве. Слишком крупный подбородок — ощущение собственной слабости и нерешительности и переживание по этому поводу Уши на рисунке — тоже очень характерный признак, поскольку являются символом восприятия чужой критики и зависимости от отношения к себе других людей. Если уши изображены слишком крупными или явно выделяются, то ребенок очень чувствителен к критике и старается быть послушным только для того, чтобы его не ругали. Маленькие уши или отсутствие их говорят о нежелание ребенка слушать критику окружающих.

Если ребенок не изображает на рисунке глаза, то есть скрывает их под шляпой, волосами, очками или рисует глаза закрытыми, у него потеряно доверие к окружающим людям, он старается избежать контактов с ними, не хочет, чтобы его замечали. Большие расширенные глаза говорят о тревожности, беспокойстве и потребности в защите. Слишком маленькие и узкие глаза символизируют о зависимости и замкнутости ребенка, который не позволяет себе проявить эмоции. Большой рот считается символом агрессивности, особенно если при этом четко прорисованы зубы. Неестественный рот в клоунском изгибе говорит о неискренности чувств и вынужденной приветливости в отношениях с некоторыми людьми. Лицо безо рта или со слишком маленьким ртом, изображенным черточкой, говорит о невозможности малыша сообщать о себе и влиять на других с помощью слов. Как ни удивительно, нос в детских рисунках не является показателем внутренних ощущений ребенка.

Для составления психологического портрета малыша по рисунку важна и поза изображенного человека. Если голова представлена в профиль, а тело анфас, это означает тревожность и потребность в общении. Бегущий человек символизирует стремление малыша убежать, скрыться от чего-то пугающего и тревожащего его, а если нарисованный персонаж легко и уверенно шагает, можно успокоиться — психика сына или дочери уравновешена. Нарушение симметричности в изображении правой и левой стороны туловища, рук или ног свидетельствуют об отсутствии личного равновесия. Искажения с правой стороны говорят о проблемах в общении с окружающими людьми вне семьи, а с левой — о нарушении или отсутствии эмоциональной привязанности к родителям. Особую тревогу должно вызвать отсутствие каких-либо частей тела у человека. Это говорит о глубоких личностных проблемах.

Внимательно изучая рисунок своего ребенка, вы откроете для себя много интересных нюансов в характере и внутреннем мироощущении ребенка, однако никогда не делайте из этого категоричный вывод и не ставьте малышу диагноз. Ведь рисунок — это всего лишь отражение процессов, которые непрерывно меняются в его личности. Он развивается и совершенствуется, сегодня ощущая себя иначе, чем вчера. Рисунок поможет вам определить общие тенденции, лучше понять сына или дочь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт