X

РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

С первой улыбки, первого самостоятельного шага ваш малыш ждет вашего одобрения и похвалы. Положительная эмоциональная реакция вызывает в нем чувство гордости и самоуважения. Родительское одобрение необходимо и грудничку, и детсадовцу, и школьнику, и подростку. Желание его получить — самый сильный метод воспитания. Именно благодаря взаимоотношению с родителями формируются личностные качества ребенка, которые выражаются не только в его деловых и интеллектуальных способностях, но и в нравственном облике.Все люди нуждаются в признании, оно необходимо для совершенствования, профессионального роста. А для ребенка признание — главный рычаг, который приводит в действие развитие его способностей. Если кто-то из родителей похвалит малыша за то, как он собрал конструктор, в следующий раз ребенок постарается сделать это лучше, проявит смекалку, чтобы удивить маму или папу новым «шедевром». А если не обращать внимания и отмахнуться от его пока неумелой постройки, он больше не захочет творить и выдумывать, распишется в собственном бессилии и сделает вывод, что если ничего не может, так и стараться не стоит. Никогда не говорите ребенку: «У тебя это не получится, ты еще маленький». Если он проявил интерес к серьезному занятию, лучше помогите ему и ободрите: «У тебя обязательно получится то, что ты хочешь сделать. Ты же такой умный и сообразительный». Если в первом случае вы можете обесценить личность, то во втором обязательно возвысите ее и подтолкнете к совершенствованию.

Когда проявляется личность

Когда именно проявляется личность ребенка, ведь не с пеленок же он начинает заявлять о себе, как о человеке, требующем признания? Процесс развития личности начинается действительно с раннего детства, но сама личность с осознанием себя во времени и социальном пространстве проявляется позже — примерно в три года. В этом возрасте малыш уже стремится быть лучше, а это самый яркий показатель развития личности. Не пропустите этот этап и не «перекройте кислород», ребенку то есть не мешайте, а помогайте ему быть хорошим, умным, добрым, смелым. Замечайте его хорошие поступки и верьте в него. Нередко в порыве гнева родители срываются на ребенке, обзывая и унижая его. Этим вы оскорбляете в ребенке личность, то есть наносите непоправимый вред его развитию. После неоднократных обид ребенок воспринимает свой новый «ярлык» (тупица, бездельник, упрямец) как неотъемлемое качество, от которого теперь ему не избавиться. Поэтому он ничего и не делает для того, чтобы измениться к лучшему, начиная соответствовать вами же навязанному негативу. Чем больше вы ругаете его, тем больше закрепляется в нем уверенность, что он плохой и другим быть не может.

Только родительская любовь и вера заставляют ребенка добиваться успехов в жизни. Плохой поступок или непослушание вызывает у вас гнев и желание накричать? Это естественное состояние, но сделайте глубокий вздох и скажите малышу: «Я так расстроена твоим поступком». Это произведет на него гораздо более сильное впечатление, чем словесные оскорбления и ненависть в ваших глазах.

Уважайте в ребенке личность

Отношение даже к самому маленькому ребенку как к личности, уважение его желаний и настроений, пожалуй, самое главное в процессе воспитания. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее. Большинство родителей реагируют на слова и поступки своего малыша с позиции взрослого, умудренного опытом человека, который знает, что хорошо, а что плохо. Твердо зная, что драться нехорошо, иная мама начинает бранить сына после ссоры с одноклассником, даже не пытаясь разобраться, из-за чего это произошло. И что уж говорить, многие из нас склонны занимать позицию недовольных поведением ребенка взрослых. Разбираться, виноваты ли они на самом деле, нам некогда. Поэтому мы верим на слово не своему родному сыну или дочке, а «чужому дяде» и наказываем ребенка за плохое поведение. К чему это приводит? Сын или дочь перестают видеть в нас друга и защитника. Если уж родная мама не поверила, значит, нет правды на земле — начинают считать одни, и замыкаются в себе. А другие становятся агрессивными и назло всем ведут себя так, чтобы вызвать еще большее раздражение у посторонних людей, да и у собственных родителей тоже.

Это одна из форм неуважения и недоверия к собственным детям. Еще одна довольно распространенная особенность поведения некоторых родителей — постоянные одергивания детей и замечания, которые часто делаются даже при посторонних людях. В гостях у Викиной мамы была ее подруга, которую девочка очень уважала и не раз беседовала с ней на увлекательные темы. Когда был уже довольно поздний вечер, мама поинтересовалась, сделала ли Вика уроки. Услышав, что домашнее задание еще не выполнено, она отправила дочку в свою комнату и, уединившись с подругой на кухне, продолжила оживленную беседу. Вика очень хотела присоединиться к взрослым, чтобы рассказать о том, как прошел сегодня праздник в школе, как она читала стихи и какое красивое платье было на ней надето. Поэтому девочка наспех сделала уроки и вбежала на кухню, радуясь, что тетя Надя еще не ушла.

Но у мамы были свои секреты и ей не хотелось, чтобы Вика мешала им разговаривать. Тем более, что не прошло и 15 минут, как она отправила дочку выполнять домашнее задание. Поэтому мама сердито потребовала тетради. Увидев, что работа выполнена небрежно, мать обозвала дочку бездельницей и неряхой прямо при тете Наде. Вся в слезах, девочка убежала в свою комнату, а мама с подругой спокойно продолжили прерванный разговор. Викина мама проводила подругу и, простившись с ней, она зашла в Викину комнату, чтобы поцеловать дочку на ночь, но увидела, что ее ребенок до сих пор не спит, а слезы еще не высохли на ее щеках. Мама поняла, что сильно обидела дочь, оскорбив ее в присутствии своей подруги. Она объяснилась с девочкой и признала свою вину, пообещав, что больше такое не повторится.

Часто в запале мы не обращаем внимания, какие слова бросаем в адрес ребенка, особенно в присутствии других детей или взрослых. Никогда не нужно осуждать и обсуждать поведение своего малыша или подростка при посторонних. Если даже случился конфликт, в котором явно виноват ваш сын, уведите его, а дома обсудите произошедшее. Вообще родители склонны считать своего ребенка слабее и меньше, чем он есть на самом деле, и обращаться к нему соответственно. Но известно, что как к человеку относишься, таким он и будет. Поэтому дети преображаются до неузнаваемости, когда слышат уважительное отношение к себе чужих людей. «Молодой человек, что вы желаете?» — так иногда приветствует ребенка в магазине продавец, причем без тени иронии, а лишь желая подчеркнуть, что ребенок уже достаточно большой, чтобы сам выбирать себе по вкусу ботинки или пиджак. Замечали, что малыш вдруг вытягивается в росте, начинает вести себя подчеркнуто вежливо и красиво, стремится отвечать этому обращению и быть таким, как взрослые. Если хотите, чтобы ребенок вырос добрым, внимательным, вежливым и отзывчивым, обращайтесь к нему соответствующе. Поступайте с малышом так, как вы хотите, чтобы он поступал с вами и другими людьми. Уважайте в ребенке личность, и он вырастет гармонично развитым человеком без ущемленного чувства собственного достоинства.

Могут ли у ребенка быть свои тайны?

Если взять две крайности в воспитании, можно описать два типа взаимоотношений родителей и детей. Одни стремятся во чтобы то ни стало быть в курсе всех дел ребенка, не просто вызывая его на откровенную беседу, а буквально допрашивая, ежедневно проверяя карманы и школьный рюкзак. Других практически не интересует, чем живет ребенок, они иногда смотрят его оценки и автоматически расписываются в дневнике, целиком поглощенные своей жизнью и работой. Конечно, плохо и то и другое. Если в первом случае вы посягаете на личную свободу и собственность ребенка, которые должны у него быть в любом возрасте, то во втором случае безучастие родителей создает у ребенка ощущение ненужности.

Правильные взаимоотношения не терпят крайностей. Если вы вели с малышом доверительные беседы и отвечали на его откровенность такой же искренностью, это войдет у него и у вас в привычку. Не бойтесь, что ребенок скроет от вас личные переживания или обиду, нанесенную в школе, и вы не сможете ему помочь. Он первый придет к вам и расскажет, но сделает это тогда, когда захочет он, а не вы. Не нужно требовать откровенности от ребенка, если он не готов сейчас делиться своими переживаниями. Может быть, ему не нужна ваша помощь или он хочет иметь свою маленькую тайну. Оставьте ему это право, ведь он — личность

Стремление к успеху

Человек — существо общественное. Как только ребенок попадает во двор, где играет много детей, в детский сад или в школу, он стремится занять определенное место в коллективе и претендует на признание. Для этого ему надо быть не просто хорошим, добрым и общительным, но многое знать, а главное, уметь находить общий язык со сверстниками и спокойно контактировать со взрослыми. Это очень значимый этап в развитии личности. Чтобы завоевать популярность в коллективе, нужно уметь чувствовать не только себя, но и других. Стремление к успеху в обществе способствует развитию многих умений и способностей ребенка. Если этот успех приходит, развитие продолжается. Если же успеха добивается кто-то другой, личность подстерегают первые опасности. Появляется зависть. У ребенка она выражается досадой и даже ненавистью к сверстнику, у которого что-то получилось лучше, чем у него.

Обычно родители начинают ругать и стыдить своего ребенка, внушая ему, что завидовать нехорошо. Но ему нужно помочь разобраться в своих чувствах, которые вполне естественны, научить его управлять ими, контролируя свое желание побить конкурента, добившегося лучших результатов в игре. Родителям следует помнить, что личность растет тогда, когда ребенок совершает первые победы над собой, преодолевая свои плохие качества, и в этом вам нужно ему помочь. Свои способности и таланты каждый ребенок развивает по-своему. Один рождается с великолепными задатками, но потом может их растерять, другой обнаруживает и раскрывает таланты гораздо позже. Один ребенок медленно растет, а потом внезапно обгоняет всех, становясь самым высоким в классе, другой приходит в первый класс этаким верзилой, а потом останавливается в росте. Каждый ребенок — яркая индивидуальность. Для того чтобы развить его личностные особенности, таланты и способности, нужно не мешать им формироваться, сохраняя с ребенком дружелюбные взаимоотношения, не обделяя его теплом и веря в его успехи.

Natali: