Воспитатель вообще — это профессия. Воспитатели работают в яслях, в детском саду, в школе, в лагере. Там ребят много, и всех их нужно воспитывать, а точнее, удерживать в определенных рамках, не выходящих за нормы общепринятого поведения. Но не найдется, наверное, такого родителя, который бы не считал своим долгом воспитывать своих детей, при этом оставаясь полностью убежденным в том, что он умеет это делать хорошо. Что дает родителям такую уверенность? А то, что это их личный ребенок, и ни чей другой. Поэтому многие воспитывают своих чад в меру своих сил и возможностей. Даже получая полную свободу в течение всего дня, воспитание все равно никуда не уйдет от ребенка: оно начинается вечером, когда все возвращаются с работы. «Уроки сделал? Почему двойка? Опять не убрано в комнате!» К этому стоит добавить еще несколько эпитетов, которыми мы награждаем своего отпрыска, провинившегося за день— «лодырь», «тупица» или «неряха», и воспитательный процесс можно считать завершенным. Воспитание бывает и более серьезным: при провинностях ребенка ставят в угол, наказывают ремнем или лишают сладкого (ведь не бывает детей, которые не шалят). Есть и другой вариант воспитания: в форме доверительных бесед и объяснений — «что такое хорошо и что такое плохо».Однако даже те родители, которые придерживаются самых прогрессивных взглядов на воспитание, все равно встречаются с одними и теми же трудностями и проблемами в поведении своих детей и взаимоотношениях с ними. Почему же так происходит? И какой метод воспитания выбрать — строгий или снисходительный? Наказывать или не наказывать? Ласкать малыша или держать на расстоянии, чтобы не рос «маменькиным сынком»? Безусловно, это очень важные вопросы. Те, кто хочет вырастить ребенка самостоятельным и развитым человеком, постоянно задают их себе. Но лишь немногие мамы и папы задумываются о том, что важнее всего не то, как ты воспитываешь, а то, как живешь сам, какой пример подаешь ребенку, как относишься к другим членам семьи. Гораздо больше, чем любые слова и наказания, угрозы и увещевания, воспитывает сама атмосфера семьи. Она остается в памяти уже взрослого человека на всю жизнь. Вспоминая свое детство, мы не помним о выговорах и нотациях, которые нам читали родители, но в памяти всплывают минуты задушевных бесед за вечерним чаем, понимающая улыбка матери или брошенное мимоходом обидное слово отца.
Вадик рос умным и послушным мальчиком. С раннего детства за его развитием строго следила мама, отдававшая все силы и все свое время ребенку.
Она воспитывала его по книжкам и, как ей казалось, очень правильно: следила за его речью, поведением, внушала азбучные истины. А дома, между тем, царила напряженная атмосфера, где обычными были недоверие и грубость. Родители все реже стали находить общий язык между собой, перебрасывались бранными словами при сыне: отец унижал мать, мать — отца. Ребенка при этом безумно любили оба родителя и всегда относились к нему мягко. В подростковом возрасте поведение Вадика круто изменилось. Сын стал скрытным, на вопросы отвечал грубостью, подолгу задерживался на спортивных тренировках и других занятиях, возвращаясь домой поздно. Мать не могла понять сына и «забила во все колокола». Женщине трудно было понять, почему ее воспитанный, приветливый и ласковый Вадик стал таким «колючим» и замкнутым.
Забыв о себе, о своей карьере и удовольствиях, мать целиком «растворилась» в сыне, и что получилось? Обратный результат. Но дело вовсе не в ошибках ее воспитания. Она учила, развивала ребенка и разговаривала с ним совершенно правильно. Единственной ее ошибкой стало то, что она «забыла» о семье. Неважно, что было причиной постоянных раздоров родителей и ссор в присутствии сына. Этого нельзя было допускать. Дети растут не в вакууме, а в семье. Для них этот маленький мир самых родных людей является миниатюрным образцом мира вообще. Вадик отлично усвоил правила поведения, но вырос с ощущением, что мир враждебный, если в нем все ругаются и оскорбляют друг друга. Когда подросток столкнулся с первой несправедливостью или серьезной обидой, он уже не стал разбираться, а просто настроился по отношению к своим обидчикам, а заодно и ко всем остальным людям, агрессивно.
Память о семейном неблагополучии навсегда остается в сердце, ведь все мы родом из детства. Человека формирует особая среда и атмосфера родного дома. У каждого она своя — радостная, грустная, напряженная, чересчур эмоциональная, тоскливо-скучная, вяло-однообразная, взрывная или агрессивная, наполненная страхом и опасениями или добротой и пониманием. Именно атмосфера больше всего действует на развитие и становление ребенка как личности и накладывает глубокий отпечаток на всю его жизнь. Поэтому не забывайте об атмосфере в своем доме. Если случилось так, что ребенка растит только один родитель, это вовсе не повод отчаиваться: и в такой семье тоже возможно сохранить тепло и душевность, любовь и счастье. Если вы будете воспитывать в себе уважение к ребенку и оставаться честными по отношению к нему, поможете преодолеть ему трудности, не станете осуждать и укорять никого, вы подарите вашему сыну или дочери уверенность в себе и ощущение душевного покоя.
Конечно, не бывает в семье все идеально. И конфликты тоже неизбежны, но важно, чтобы они не стали основным фоном для ребенка и остальных членов семьи. Семейный климат — главное условие для эмоционального и социального развития детей. Если родители разведены или детей воспитывает мать-одиночка, эта проблема встает особенно остро. Иногда именно развод позволяет создать благоприятную атмосферу для воспитания ребенка. В любом случае теперь это зависит от вас, ведь семья осталась, несмотря на то, что в ней не хватает одного родителя.