Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматривается коренное улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации школьников.
В начальных классах закладывается фундамент общетрудовой подготовки учащихся. Правильно поставленное трудовое воспитание и обучение младших школьников, непосредственное и систематическое их участие в посильном общественно полезном труде являются незаменимыми факторами выработки на этом этапе обучения осознанного отношения к учебе, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития.
Трудовое обучение в начальных классах — органическая составная часть единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.
В процессе трудового обучения должны решаться следующие задачи:
- воспитание у младших школьников трудолюбия, коммунистического отношения к труду, уважения к людям труда, бережного, экономного отношения к социалистической собственности и природе;
- формирование основ трудовой культуры, первоначальных знаний и умений, необходимых для вовлечения младших школьников в общественно полезный труд;
- идейно-политическое, нравственное, эстетическое и физичеткое воспитание;
- развитие творческих способностей в сочетании с готовностью к исполнительской деятельности.
«Учащиеся начальной школы (I — IV классы) овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т. д. Уже на этой ступени начинается ознакомление с некоторыми доступными для понимания детей профессиями»,— указывается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
В программе выделяются следующие виды труда: технический труд, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов и сельскохозяйственный труд.
«Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд — труд настоящий, необходимый обществу»1. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» предусмотрено включение учащихся младших классов в общественно полезный труд, на который дополнительно отводится по одному часу в неделю (во внеурочное время), начиная со II класса. В связи с этим в программе предусмотрены примерные виды общественно полезного труда: выращивание сельскохозяйственной продукции и цветочно-декоративных растений; благоустройство школьных дворов, аллей, дворов по месту жительства; изготовление различных учебно-наглядных пособий, игрушек и других полезных изделий для школы, детских садов, для дома учащихся; самообслуживание; участие в трудовых десантах.
Общественно полезный труд младших школьников должен решать общеобразовательные задачи, способствовать трудовому, идейно-политическому и нравственному воспитанию, быть посильным для детей данного возраста как по характеру, так и по объему, при строгом соблюдении государственного закона об охране труда детей и обязательном соблюдении правил безопасности труда и личной гигиены.
По каждой теме программы определено содержание знаний и умений учащихся, дана характеристика опытов и наблюдений, указаны примерные перечни рекомендуемых для изготовления детьми изделий.
Трудовое обучение должно носить практический характер, предусматривающий активное творческое участие школьников в общественно полезном труде. На практические работы учащихся должно быть выделено не менее 80% времени урока.
Общетехнические знания по выполнению основных технологических операций обработки различных материалов учащиеся, как правило, получают в процессе вводных и текущих инструктажей.
Во время практической работы младшие школьники закрепляют полученные знания, осваивают первоначальные приемы обработки различных материалов; у них формируются общетрудовые умения (планирование, организация, контроль труда); воспитывается культура труда.
Виды труда |
Количество часов |
по классам |
|||
I |
II |
III |
IV |
Всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД |
|||||
Обработка |
20 |
16 |
12 |
8 |
56 |
Бумаги и картона Техническое моделирование |
16 |
16 |
18 |
18 |
68 |
Итого: |
36 |
32 |
30 |
26 |
124 |
БЫТОВОЙ ТРУД |
|||||
Обработка ткани, вышивание Уход за одеждой |
42 |
62 |
62 |
53 |
219 |
Итого: |
6 |
8 |
8 |
8 |
30 |
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ |
|||||
Лепка, аппликация, работа с природными материалами, обработка древесины, металла, чеканка, резьба |
16 |
16 |
16 |
16 |
64 |
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД |
|||||
Работа в классе Работа на учебно-опытном участке |
44 |
410 |
4 12 |
416 |
1642 |
Итого: |
8 |
14 |
16 |
20 |
58 |
Всего: |
66 |
70 |
70 |
70 |
276 |
ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ |
— |
35 |
35 |
35 |
105 |
На уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда, внеклассной работы по техническому творчеству следует принять все меры для обеспечения безопасности труда детей. Материал по правилам безопасности труда, личной гигиены учащихся включен в каждую тему программы. Кроме того, перед выполнением практических работ, началом общественно полезного труда, занятий по техническому творчеству, экскурсий необходимо проводить дополнительный инструктаж по безопасности труда и личной гигиене учащихся.
Для расширения политехнического кругозора младших школьников, закрепления знаний, полученных на уроках математики, природоведения, изобразительного искусства, необходимо организовать занятия таким образом, чтобы дети принимали активное участие в планировании предстоящей трудовой деятельности, организации рабочего места, проводили в процессе работы необходимые измерения, расчеты, пользовались техническими рисунками, эскизами, инструкционными картами, самостоятельно контролировали свои действия.
Сравнительно большое место в программе занимают работы с бумагой и картоном. Из бумаги и картона можно изготовить разнообразные изделия, учебные пособия, игровой инвентарь, картонажные игры, игрушки, сувениры, предметы быта и т. д. Знания и умения, полученные при обработке бумаги, картона, способствуют овладению приемами обработки других материалов.
На уроках технического моделирования предусматривается развитие технического кругозора детей, воспитание интереса к техническому творчеству, технике. Изготовляемые детьми технические модели должны иметь общественно полезную направленность и использоваться в качестве учебных пособий на уроках, а также при организации школьных игротек и соревнований по техническим видам спорта.
На уроках обслуживающего труда предусматривается первоначальное ознакомление с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой), а также овладение элементарными знаниями и умениями по плетению и вышиванию.
Основы художественной обработки различных материалов (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы и др.) включают освоение детьми простейших способов и приемов работы с различными материалами, развитие эстетического вкуса, творческих способностей детей, а также приобщение их к различным видам народных промыслов.
На уроках сельскохозяйственного труда, начиная с I класса, учащиеся знакомятся с выращиванием овощных, ягодных и цветочно-декоративных растений, правилами постановки сельскохозяйственных опытов.
В I классе дети учатся самостоятельно изготавливать изделия по образцу. Во II и III классах выполнение трудовых заданий проводится не только при наличии образца изделия, но и при его отсутствии, по техническому рисунку, эскизу, инструкционным картам.
В IV классе приобретенные учащимися знания и умения совершенствуются при изготовлении более сложных изделий.
Учащиеся начальных классов чертежей не выполняют, а производят разметку различных материалов с помощью шаблонов, линейки, угольника, циркуля. Учатся читать (понимать) простейшие графические изображения (несложные технические рисунки, эскизы).
В программе перечислены примерные темы экскурсий и бесед, которые необходимо проводить на краеведческой основе. На экскурсиях детей знакомят с передовиками производства, рационализаторами, изобретателями, доступными для понимания детей технологическими процессами, а также машинами, которые облегчают труд человека и повышают производительность труда.
Важным условием осуществления политехнического принципа обучения является органическая связь уроков трудового обучения со всеми учебными предметами в начальных классах.
С целью усиления воспитательной направленности трудового обучения младших школьников, первоначального знакомства с доступными для их понимания профессиями целесообразно систематически организовывать праздники труда, проводить октябрятские и пионерские сборы, беседы с участием передовиков производства, рационализаторов, изобретателей, ветеранов труда. В программах приводится примерная тематика классных и внеклассных мероприятий.
В каждом классе необходимо предусмотреть родительские собрания с повесткой дня: «Трудовое воспитание младших школьников в семье». Задача учителя — убедить родителей в необходимости своевременного и систематического приобщения детей к общественно полезному труду, объяснить, что, принимая участие в совместной со старшими членами семьи работе, ребенок ощущает свою причастность к заботам семьи, чувствует себя полноправным членом семейного коллектива, а это способствует воспитанию у него многих важных качеств личности: отзывчивости, бережливости, ответственности, самостоятельности, дисциплинированности и др. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание ребенка в семье в единстве со школой, они должны быть ознакомлены с задачами трудового воспитания и обучения, которые заложены в школьные программы. Для пропаганды среди родителей положительного опыта организации трудового воспитания младших школьников следует использовать разнообразные формы: беседы, лекции, консультации, классные собрания, выставки технического творчества детей, привлечение родителей к руководству техническими кружками.
С целью повышения эффективности и качества трудового воспитания и обучения младших школьников в каждой школе должен быть организован кабинет труда, укомплектованный необходимыми инструментами, приспособлениями, материалами для организации занятий по всем видам труда, предусмотренным программой, кроме того, в каждой школе должен быть земельный участок для начальных классов, где школьники под руководством учителя получают первоначальные сведения о растениеводстве, знакомятся с научными основами выращивания сельскохозяйственной продукции.
При наличии в школе теплицы следует привлекать младших школьников к работе по выращиванию в ней зеленных сельскохозяйственных растений для школьных столовых, детских садов (лук, петрушка, укроп).
Порядок изучения разделов и тем программы определяется учителем в зависимости от климатических условий и возможностей школы. Обязательным является обучение детей всему комплексу знаний и умений, предусмотренных программой.
Основные критерии оценки трудовой деятельности учащихся:
- правильное, качественное и в полном объеме выполнение задания;
- осознанное выполнение задания;
- трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль;
- положительное отношение к общественно полезному труду; экономное расходование материалов, соблюдение правил сохранности инструментов, приспособлений;
- соблюдение правил безопасности труда и. личной гигиены. Учитывая важность соблюдения детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в программах предусмотрено изготовление различных дорожных знаков, игр, макетов по правилам дорожного движения.