X

III КЛАСС. ЧТЕНИЕ (КЛАССНОЕ, ВНЕКЛАССНОЕ) И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (210 ч)

Классное чтение (175 ч)

Тематика чтения. Наша Родина СССР (8 ч). Гимн Союза Советских Социалистических Республик. Рассказы, стихотворения и статьи о нашей Родине, ее столице, Государственном флаге и Гербе СССР, о дружбе советских людей, об Основном Законе нашего государства — Конституции СССР.

Лето и осень (14 ч). Картины летней и осенней природы, труда людей в изображении писателен, поэтов и в народном творчестве.

Охранять природу — значит охранять Родину (14 ч). Рассказы, стихотворения о заботливом и бережном отношении человека к животным и растениям, к природе родного края.

Жизнь детей до революции (10 ч). Произведения о тяжелой жизни детей до Великой Октябрьской социалистической революции, о новой жизни детей в молодой Советской республике.

Великая Октябрьская социалистическая революция (13 ч). Произведения о борьбе трудящихся против угнетателей, о борцах за народное дело, изменениях в жизни трудового народа после революции.

Октябрята — будущие пионеры (14 ч). Произведения о жизни и дружбе октябрят, общественно полезных делах октябрят, о взаимоотношениях детей, о коллективизме и настоящих товарищах, об отношении к людям.

Волшебница-зима (13 ч). Рассказы, стихотворения и сказки о зиме, о жизни животных зимой, о труде людей. Картины зимней природы в изображении писателей и художников.

Славим Родину трудом (14 ч). Рассказы, стихотворения, статьи о труде людей, о различных профессиях, труде женщин в нашей стране, об отношении советских людей к труду, о праве людей на труд.

В борьбе за Советскую Родину (14 ч). Статьи, рассказы и стихотворения о рождении Красной Армии, о героях гражданской войны, о победе советского народа над фашистскими захватчиками, о борьбе народа в тылу врага, о героях Великой Отечественной войны, о вечной памяти людей и благодарности советским воинам-освободителям, о дружбе советских солдат.

Весна, весна! И все ей радо… (14 ч). Картины весенней природы в изображении писателей, поэтов. Начало весны, жизнь животных, труд людей, бережное отношение человека к природе.

Имя Ленина в сердце каждом (11 ч). Рассказы и стихи советских писателей и поэтов о жизни и борьбе В. И. Ленина за счастье людей, о его заботливом отношении к людям труда, их детям.

За мир и дружбу (6 ч). Произведения о Первомае, о дружбе людей труда разных стран, о борьбе народов Земли за мир.

Устное народное творчество (10 ч). Знакомство с произведениями устного народного творчества народов СССР: сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни.

Великие русские писатели (13 ч). Знакомство с произведениями А. Пушкина, И. Крылова, Л. Толстого, М. Горького.

Зарубежные писатели (7 ч). Произведения Д. Родари, А. Лингрен, Ш. Перро, Г. X. Андерсена, бр. Гримм.

Произведения для заучивания наизусть.

Гимн Союза Советских Социалистических Республик (1-й куплет и припев).

А . Пушкин. Уж небо осенью дышало…

А. Фет. Ласточки пропали…

С. Михалков. Разговор с сыном (отрывок).

3. Александрова. Песенка про звездочку.

А . Пушкин. Зимнее утро.

Н . Некрасов. Не ветер бушует над бором…

М. Исаковский. Вишня.

С. Васильев. Белая береза.

С . Есенин. Черемуха.

B. Жуковский. Жаворонок.

О. В ы с о т с к а я. Всегда мы помним Ленина.

C.Маршак. Наш герб.

С.Маршак. Урок родного языка.

А. Прокофьев. Нет на свете Родины милее…

И . Крылов. Басня (по выбору).

А. Пушкин. Сказка о царе Салтане… (отрывок по выбору).

Навыки чтения. I полугодие. Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры — по слогам). Выделение при чтении важных по смыслу слов, соблюдение пауз между предложениями и частями текста. Темп чтения незнакомого текста — 50—60 слов в минуту.

II полугодие. Правильное, сознательное, достаточно беглое И выразительное чтение целыми словами. Нахождение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения), соответствующей содержанию читаемого текста. Темп чтения незнакомого текста — 65—75 слов в минуту.

Осознанное чтение текста про себя.

Работа с текстом. Связная устная речь. Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного ответа на вопрос выборочным чтением. Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение с помощью учителя смысла всего произведения в целом.

Составление плана прочитанного и краткая передача его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.

Подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций.

Составление рассказов о своих наблюдениях, из жизни школьного коллектива. Использование в рассказе и при воспроизведении текста синонимов, образных слов и выражений, соответствующих типов предложений и нужной интонации.

Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувства и мыслей действующих лиц; оценка их поступков (с помощью учителя).

Внимательное отношение к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем. Совершенствование звуковой культуры речи, овладение литературным произношением слов. Практическое знакомство с некоторыми особенностями жанров художественных произведений: сказка (элемент чудесного, фантастического), басня (действующие лица басни, подразумеваемый смысл — аллегория, нравоучение — мораль), стихотворение (созвучие окончания строк — рифма, чередование ударных и безударных слогов — ритм).

Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в оглавлении, отыскивание в учебной книге произведений одного и того же автора, произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту.

Внеклассное чтение (35 ч)

Круг чтения, или учебный материал: русская, советская, зарубежная детская книга, художественная и научно-художественная объемом от 18 до 150 страниц (свыше 150 страниц могут быть только книги-сборники отдельных коротких произведений). Детские журналы и газеты по выбору учителя.

Тематика чтения: книги о В. И. Ленине и его соратниках, книги для младшего школьного возраста ведущих советских писателей (В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, Б. Житкова, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Носова, Б. Заходера, Л. Воронковой, Е. Пермяка) и отдельных зарубежных писателей (Г. X. Андерсена, Д. Родари), книги о Советской Армии и ее героях (например, А. Кононов о В. И. Чапаеве, А. Митяев о Великой Отечественной войне и др.), сказки разных народов, стихи русских поэтов-классиков для детей.

Работа с детской книгой (знания, умения, навыки): знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие (аннотация), послесловие. Умение определять примерное содержание незнакомой книги по ее элементам. Умение ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов, выбирать книгу по теме урока внеклассного чтения, охарактеризовать ее в целом; прочитать за неделю произведение объемом 10—12 страниц (в I полугодии) и 20—25 страниц (к концу II полугодия), подготовиться к ответу по прочитанному, пользуясь рекомендациями учителя; правильно назвать книгу или произведение по памяти и воспроизвести содержание прочитанного, опираясь на вопросы учителя. Знание двух-трех книг каждого из писателей, с которыми знакомились на уроке-внеклассного чтения.

Закрепление читательских навыков, связанных с работой над текстом, особенно умения выделить законченную по смыслу часть (эпизод) текста и передать ее, воспользовавшись любым освоенным видом пересказа.

Формирование умения пользоваться рекомендательным списком и тематической картотекой.

Знакомство с новыми видами литературных игр и формирование интереса к занятиям литературными играми во внеурочное время.

admin: