Классное чтение (158 ч)
Тематика чтения. Наша Родина (12 ч). Гимн Союза Советских Социалистических Республик. Произведения о нашей Родине, о городах и селах, о героическом труде советских людей, их борьбе за мир. Рассказы о Дне Конституции СССР.
Экскурсия «Наш город» («Наш колхоз», «Наша улица», «Наш район»)
Осень (15 ч). Произведения об осени. Жизнь животных осенью. Труд людей. Отношение людей к природе.
Экскурсия в природу осенью. Жить по-октябрятски (16 ч). Рассказы и стихотворения о жизни и делах октябрят, их дружбе, товарищеской взаимопомощи, о заботливом и внимательном отношении к людям.
7 Ноября — великий праздник (8 ч). Произведения о великом празднике советского народа, о В. И. Ленине в дни Октября.
Великая радость — работа (1.7 ч). Произведения о труде, о различных профессиях, о счастье трудиться на общую пользу, о значении труда в жизни человека.
Зима (14 ч). Произведения о зиме, о встрече Нового года, о зимнем лесе, реке и др. Занятия взрослых и детей. Отношение людей к природе. Жизнь животных зимой. Экскурсия в природу зимой. О наших друзьях — животных (10 ч). Рассказы, стихотворения, сказки и загадки о животных. Отношение человека к животным.
Наша родная Советская Армия (9 ч). Рассказы и стихотворения о рождении нашей Армии и гражданской войне, о победе Советской Армии над фашистскими захватчиками, о жизни и делах советских воинов в наше время.
Международный женский день (7 ч). Рассказы и стихотворения о мамах и бабушках, о заботливом и внимательном отношении к ним. Труд женщин в семье и на производстве.
Весна (13 ч). Произведения о весне, о жизни животных весной, о первой зелени, о цветах, о труде людей весной, весенних играх детей.
Экскурсия в природу весной.
Везде и во всем имя Ленина с нами (8 ч). Произведения о жизни, борьбе В. И. Ленина за счастье людей, о выполнении советским народом заветов В. И. Ленина. Рассказы о детстве Володи Ульянова.
Праздник мира и труда (4 ч). Рассказы и стихотворения о празднике 1 Мая в наши дни и до революции, о дружбе трудящихся разных стран.
День Победы (4 ч). Произведения о боевом и трудовом подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны, о Дне Победы, о чувстве благодарности людей советским воинам, освободившим народы от фашистских захватчиков.
Устное народное творчество (8 ч). Знакомство с произведениями устного народного творчества: русскими сказками, песнями, загадками, пословицами и поговорками.
Русские и советские писатели (13 ч). Знакомство с произведениями А. Пушкина, И. Крылова, Л. Толстого, В. Маяковского, А. Гайдара, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова.
Произведения для заучивания наизусть:
М. Матусовский. С чего начинается Родина?..
М. Светлов. Родное имя.
A. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…
С. Есенин. Береза.
Ф. Тютчев. Зима недаром злится…
B. Маяковский. Кем быть? (отрывок).
А. Б а р т о. Звездочки на земле.
C. Михалков. В музее В. И. Ленина (отрывок).
С. Марша к. Первое мая.
А. Ж а р о в. Осенняя заря.
Русская народная песня (по выбору).
И. Крылов. Лебедь, Щука и Рак.
Навыки чтения. 1 полугодие. Сознательное, правильное я плавное слоговое чтение. Отдельные слова простой слоговой структуры читаются целиком. Темп чтения незнакомого текста — 25—35 слов в минуту.
II полугодие. Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами (чтение трудных слов по слогам). Темп чтения незнакомого текста — 40—50 слов в минуту. Соблюдение при чтении пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце предложения, интонация перечисления при запятых.
Работа с текстом. Связная устная речь. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание; оценки прочитанного. Воспроизведение содержания текста по вопросам учителя или картинному плану, данному в учебнике.
Устное рисование картинок к тексту. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом без повторов одних и тех же слов, с соблюдением последовательности изложения.
Раскрытие содержания иллюстраций к произведению; соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя).
Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном произведении.
Наблюдения за художественными особенностями текста, его изобразительно-выразительными средствами: эпитетами, сравнениями, метафорами (без названия терминов).
Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в тексте и различие простейших случаев многозначности слов; отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих события, действующих лиц, картины природы и воссоздание на этой основе соответствующих словесных картинок.
Практическое различие сказки, рассказа, стихотворения.
Упражнения в овладении важными средствами звучащей речи: темпом, громкостью, тоном и мелодикой речи (повышением и понижением голоса). Овладение правильным произношением слов.
Ориентировка в учебной книге: знакомство с оглавлением, нахождение в нем названия нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами к читаемому произведению (с помощью учителя).
Внеклассное чтение (17 ч)
Круг чтения, учебный материал: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8—30 страниц.
Произведения для самостоятельного чтения учащимися про себя и выборочного перечитывания вслух: стихи, сказки, рассказы объемом от 1 до 5 страниц.
Тематика ч т е н и я: о В. И. Ленине, о Родине, о подвигах, о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве.
Работа с детской книгой (знания, умения, навыки): умение различать основные элементы книги: переплет (обложка), корешок, страницы.
Ориентировка в одной книге: определение содержания по названию (автор, заглавие) и иллюстрациям (в I полугодии); умение дать правильный ответ на вопрос, о ком или о чем слушали, читали. Ориентировка в группе книг (двух-четырех); определение темы чтения, выбор книги по заданным признакам. Закрепление навыка коллективного воспроизведения содержания прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Знакомство с книжной выставкой и рекомендательным плакатом (в I полугодии), с картотекой обложек и простейшей каталожной карточкой во II полугодии.
Умение соотносить знакомые произведения с фамилиями писателей, детские книги которых учащиеся неоднократно читали и рассматривали в течение 1-го и 2-го года обучения.
Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время; умение содержать в порядке классный уголок чтения; знакомство через уголок чтения с доступными литературными играми. Инсценирование эпизодов из прочитанных произведений.