X

IV класс (35 ч). Введение. Ориентирование на местности. План и карта (6 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Ориентирование на местности по солнцу и компасу. Строение компаса. Правила пользования компасом. Нахождение сторон горизонта по природным признакам. План и карта.

Практические работы: определение сторон горизонта по солнцу, определение сторон горизонта по компасу; работа с планом.

Наша Родина — СССР. Административные центры. Столица СССР — Москва, столицы союзных республик.

Природа нашего края (19 ч)

Формы поверхности: равнина, холм, овраг, гора. Условные знаки форм поверхности на карте области, поверхность своего края. Погода края. Важнейшие полезные ископаемые (четыре-пять), их свойства, добыча, использование. Водоемы, типы водоемов, названия двух-трех водоемов. Использование и охрана водоемов. Вода и ее свойства (цвет, прозрачность, текучесть, запах, вкус, состояния воды, вода — растворитель, очистка воды фильтрованием). Круговорот воды в природе. Почва, ее состав, виды почв. Значение и охрана почв.

Растительный и животный мир водоемов, лесов, полей и лугов (для изучения берутся те из перечисленных ландшафтов, которые преобладают в данной местности). Охрана, растений и животных в области (крае, республике). Что дает наш край стране?

Участие детей в общественно полезном труде при охране природных объектов.

Экскурсии (3): ознакомление с формами поверхности и полезными ископаемыми; ознакомление с особенностью местного водоема, его использованием и охраной; ознакомление с растениями и животными поля, луга или леса.

Работа с натуральными объектами: полезные ископаемые своего края, растительность леса, полевые культуры (один урок отводится на знакомство с растениями дикого ландшафта, другой — с растениями культурного ландшафта).

Организм человека, охрана его здоровья (9 ч)

Строение тела человека (общий обзор). Кожа. Гигиена кожи. Скелет и осанка. Значение правильной посадки. Правильная посадка при чтении и письме. Мышцы, их укрепление. Значение

физического труда и физической культуры для укрепления мышц.

Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Гигиена дыхания, предупреждение простудных заболеваний. Органы пищеварения. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Нервная система. Органы чувств. Гигиена нервной системы и органов чувств. Режим труда и отдыха. Участие детей в общественно полезном труде.

Забота партии и правительства о здоровье детей. Практические работы: подсчет пульса в спокойном состоянии, после бега на месте или десяти приседаний; сравнение данных у детей слабых и физически развитых; приемы оказания первой помощи при некоторых кровотечениях, простейшей обработки небольших ран, приемы наложения повязок (практическая работа проводится во внеурочное время под руководством медицинского работника школы).

Заключение (1 ч)

Обобщение и систематизация знаний.

Основные требования к знаниям, умениям к навыкам учащихся

К концу IV класса учащиеся должны знать:

  • некоторые особенности природы своей местности (поверхность, погода и ее изменения по временам года, почвы, полезные ископаемые, водоемы, растения, животные);
  • особенности труда людей своей местности;
  • иметь представление о горизонте, линии горизонта, сторонах горизонта;
  • строение и название компаса;
  • некоторые физические свойства наиболее важных трех-четырех местных полезных ископаемых;
  • физические свойства воды (цвет, запах, вкус, прозрачность, текучесть, три состояния воды, вода — растворитель);
  • физические свойства местных почв (наличие в почве bоды, воздуха, глины, песка, минеральных солей, перегноя);
  • названия трех-четырех растений леса, поля, луга, водоема; пяти-шести животных своей местности;
  • мероприятия по охране природы своей местности; столицу СССР — Москву, столицы союзных республик, своего административного центра;
  • простейшие правила личной и общественной гигиены; названия важнейших органов организма человека; роль прививок, медицинских осмотров для профилактики заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться по солнцу и компасу;
  • определять с помощью опытов изученные физические свойства воды, местных почв;
  • различать три-четыре растения леса, поля, луга, водоема; пять-шесть животных своей местности;
  • показать на карте столицу СССР — Москву, столицы союзных республик;
  • вести наблюдения в природе по заданиям, фиксировать их в «Дневниках наблюдений»;
  • пользоваться метеорологическими приборами (термометром и флюгером), простейшим лабораторным и экскурсионным оборудованием;
  • собрать, простейшую установку для опыта;
  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и сельскохозяйственных работ, предусмотренных программой, правила личной гигиены;
  • охранять растения и животных; сажать цветы, кусты и деревья; иметь навыки культурного поведения в природе.
admin:
Related Post