X

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

Этот принцип был сформулирован одним из первых и признан повсеместно. Его соблюдение должно привести к устранению из процесса обучения вербализма, т. е. замены предметов обозначающими их, но зачастую не известными учащимся словами. В результате вербального обучения ученики запоминают определенные слова, но этому запоминанию не сопутствует понимание их значения. В итоге учащиеся, вместо того чтобы мыслить самостоятельно и логично, начинают оперировать звуками: заученными словами, которые, однако, не развивают их мышление.

Вербальное обучение, ведущее к книжной эрудиции, было особенно широко распространено в период средневековья. Необходимость его использования в новое время пытались обосновать, например, Эразм Роттердамский (1467—1536), а также Ян Штурм (1507—1589), которые утверждали, что ученики должны сначала узнавать слова и только после этого вещи. Влияние этих взглядов на школьную практику мы наблюдаем также и в последующие столетия, например в иезуитских школах; с отдельными проявлениями вербализма мы порой встречаемся и сегодня.

Практику вербального обучения критиковал, в частности, уже Фрэнсис Бэкон (1561 —1620), призывавший к исследованию явлений природы с помощью наблюдения и эксперимента. Аналогичную позицию занимал и В. Ратке, который сформулировал принцип наглядности, придав ему следующую форму: прежде вещь, познанная сама по себе, и только потом говорение о вещи. Но в отличие от Ратке, который рекомендовал пользоваться принципом наглядности исключительно при изучении языков, сужая таким образом область его применения сравнительно небольшим кругом предметов, Я. А. Коменский указывал на необходимость превращения этого принципа в общедидактический,

обязательный при обучении всем предметам на различных уровнях учебно-воспитательной работы. Он особенно призывал к тому, «чтобы люди приучались черпать свои знания, насколько это возможно, не из книг, а с неба и земли, с дубов и буков», чтобы они изучали сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них. В тех случаях, когда такое непосредственное познание невозможно, Коменский советует учителю во время урока в классе пользоваться учебными пособиями, особенно рисунками.

В настоящее время считается, что принцип наглядности должен использоваться при осуществлении как преподносящего, так и поискового хода обучения. Формы его реализации зависят от особенностей психофизического развития учеников, от характера опыта учащихся, от условий и методов воспитания, от умения проводить самостоятельные наблюдения и фиксировать их результаты, а также результаты измерений и экспериментов, делать правильные выводы.

Упомянутые различия проявляются, в частности, в том, что учащимся младшего школьного возраста (от 7 до 11— 12 лет), для которых характерно главным образом конкретно-образное мышление, в процессе обучения предоставляются условия для осуществления практической деятельности, благодаря чему они получают возможность более глубокого овладения материалом, чем при обучении исключительно с помощью слова. Познавательные действия учащихся, начинающих учебу в школе, касаются не столько словесных выражений, сколько самих предметов и сводятся главным образом к их классификации, упорядочению, соподчинению и т. п.

У учащихся старше 11—12 лет благодаря развитию процессов обобщения появляются качественно новые возможности. Они относятся уже к области «логики высказываний», которая касается словесных выражений (предложений), даже простых гипотез, а не самих предметов. Благодаря этому учащиеся уже могут пользоваться гипотетико-дедуктивным, формальным мышлением, переносить логические операции, связанные с действиями на конкретных предметах, в сферу представлений и понятий. Насколько, говоря в общем виде, конкретное, наглядно-действенное мышление является для детей до 11—12 лет изображением возможной деятельности в области реальных предметов, настолько словесно-логическое мышление является представлением о воображении возможных действий [см: Piaget J. 1966. S. 69]

Эти закономерности развития познавательных действий у учащихся оказывают очевидное влияние на пути реализации принципа наглядности в процессе обучения. По мере того как ребенок взрослеет, а тем самым по мере развития его дедуктивно-гипотетического мышления должны уменьшаться виды и число заданий, выполняемых на конкретных предметах, и увеличиваться число упражнений, во все большей мере учитывающих интериоризированные операции, «внутренние» по отношению к мышлению ребенка. Однако следует помнить о необходимости «подкрепления» этих операций соответствующими рисунками и символами; это методическая задача, следующая из принципа наглядности.

Применительно к процессу развития учащихся меняются способы реализации принципа наглядности, отражающие постепенный переход от предоставления возможностей исполнения операций на конкретных предметах через «внутренние операции», основывающиеся на использовании рисунков, к операциям, основу которых составляют условные символы и знаки. Означаемое (десигнат) или заменитель десигната определенного названия должны, однако, быть представлены учащимся независимо от их возраста, во всех тех случаях, когда область и содержание понятия для них не вполне ясны и выразительны.

Отсюда следует, что, реализуя принцип наглядности, мы можем пользоваться как десигнатами определенных названий, так и — если это невозможно — их заменителями, например моделями, картинами, рисунками или учебными пособиями. Кроме того, пользуясь этим принципом в учебном процессе, можно образовывать связи между соответствующими предметами и словами или между словами и действиями с предметами. С расширением базы, участвующей в формировании таких связей, более полной становится и степень реализации принципа наглядности.

Из понимаемого таким образом принципа наглядности (впрочем, так же как и из других принципов обучения) следуют требования более конкретного характера, которые мы определяем как дидактические правила.

Вот важнейшие из правил, связанных с принципом наглядности:

  • Прямое изучение действительности, т. е. изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на уроке темы.
  • Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений, событий и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить, т. е. обеспечить его системой соответствующих указаний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изучаемого предмета.

Подводя итоги, следует отметить, что рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению из процесса обучения слова (устного и письменного), а отводит ему соответствующее место в этом процессе, а именно, не допускает замены словом предметов или явлений действительности там, где это не рекомендуется с психологической или дидактической точки зрения.

admin: