Методы дидактического планирования соответствуют выделенным в предыдущем параграфе видам дидактического планирования.
Так, наиболее часто используемым методом годового планирования является совокупность действий, охватывающих:
- фундаментальный анализ учебной программы по отдельному предмету;
- сравнение содержания отдельных положений программы, включенных в тематические группы, с соответствующими главами и параграфами учебника;
- проработку баланса времени, необходимого для реализации этих тематических групп;
- пополнение временного графика работы действиями, связанными с повторением материала, а также с контролем и оценкой результатов учебы;
- составление перечня основных знаний, умений и навыков, которыми должны в обязательной форме овладеть все ученики для каждой тематической группы.
Последнее из перечисленных действий оказывает огромное влияние на достигаемые учителем результаты работы с учениками. Зная конкретно цели, которые должны быть достигнуты в ходе учебы, легче подобрать соответствующие методы, организационные формы и дидактические средства, обеспечивающие их реализацию.
Перечень основных знаний, умений и навыков, относящихся к той или иной тематической группе, по необходимости носит общий характер. Он охватывает лишь те знания, умения и навыки, которые представляют содержательную несущую конструкцию или «скелет» данной содержательной группы. Более детализированными являются планы на четверть, а также планы отдельных уроков. В этих планах, образно говоря, речь идет о знаниях, умениях и навыках, имеющих характер не столько конструктивных элементов, сколько кирпичиков, заполняющих уже существующую конструкцию.
Описанные выше методы планирования дидактической работы в масштабе года, четверти и отдельного урока относятся к числу дедуктивных методов, потому что, оперируя ими, мы делаем исходным пунктом процесса обучения совокупность определенных обобщений, из которых впоследствии и выводим конкретное содержание. Возможен и обратный путь — переход от конкретного содержания к общим положениям. Для этой цели пользуемся индуктивными методами. Какой из методов следует использовать при планировании учебно-воспитательной работы, особенно при планировании на четверть и на отдельный урок, зависит от характерных особенностей отдельных учебных предметов, а также от целей, которых учитель стремится достичь.
Таким образом, в основе описываемых в данном параграфе методов планирования лежит принцип обусловленности этих методов, а также организационных форм и дидактических средств, намеченными для реализации целями обучения. При этом цели следует формулировать не в виде общих рекомендаций, например: «Показать ученикам красоту родной природы» или «Познакомить молодежь с законами Ньютона», — а в форме строго определенных и измеримых, конкретных и проверяемых результатов, которые должны быть получены.
Действия, посредством которых создаются рассмотренные в начале этого параграфа годовые планы дидактической работы, имеют силу и при составлении планов на четверть и на отдельный урок. Методы дидактического планирования в масштабе года, четверти и урока различаются между собой не столько с качественной, сколько с количественной стороны, а точнее — по степени общности формулируемых целей обучения и связанных с ними следствий (выбора методов, организационных форм и дидактических средств).
Рассмотренные методы дидактического планирования, а также возникающие благодаря их использованию виды планов тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. От тщательности разработки годовых планов зависит не только качество планов на четверть, но и качество планов отдельных уроков. Упомянутая зависимость имеет двусторонний характер, так как если годовые планы и планы на четверть определяют главные цели и направления учебно-воспитательной работы, настолько планы уроков, служащие достижению этих целей, соотносятся с текущей учебной ситуацией в данном классе и даже в группе учащихся. Поэтому долговременные планы должны быть настолько гибкими, чтобы их можно было по ходу дела корректировать и приспосабливать к постоянно меняющимся дидактическим условиям.
Расширяющий блок
Готовясь к проведению урока, учитель должен помнить о выполнении условий, которые предопределяют успех составляемых планов. Первым из них является условие многосторонности. Оно требует, чтобы в плане работы получили гармоничное отражение как цели обучения, так и цели воспитания; как потребности личности, так и интересы общества; как отдаленные воспитательные перспективы, так и текущая ситуация в данном классе или группе учеников, словом, все факторы, определяющие полное и всестороннее развитие учащихся.
Выполнение условий многосторонности требует, чтобы преподаватель учитывал не только те дидактические задачи, которые он хочет реализовать, но и задачи воспитательного характера. В связи с этим он должен планировать урок таким образом, чтобы в ходе его проведения ученики могли быть вовлечены в работу, требующую от них значительных усилий, самостоятельного преодоления трудностей, чтобы они приобщались к самоконтролю и самооценке, к оказанию обязательной товарищеской помощи и т. п.
Второе условие правильного планирования учебно-воспитательной работы — конкретность. Это условие означает, что фигурирующие в плаке задачи должны быть ясно и четко сформулированы и выражены в категориях результатов, подвергаемых объективной оценке.
Третье условие (а им является реалистичность) требует соблюдения при планировании учебно-воспитательной работы должной меры. Это значит, что не следует перегружать учеников слишком большим числом заданий, что нужно предъявлять к ученикам лишь те требования, которые они могут выполнить, что необходимо подбирать оптимальный для них темп работы, соответствующее распределение выполнения заданий во времени, чтобы не допустить перерывов в работе или перегрузку. Проработанный таким образом план учебных занятий должен соответствовать вышестоящему плану, например плану работы школы.
Реалистичность планирования учебно-воспитательной работы требует также учета возможностей учеников применительно к их возрасту, стремлениям, интересам и потребностям, как индивидуальным, так и групповым.