X

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В процессе познания большую роль играет слово; только благодаря слову мы можем выражать наши знания о мире. Однако для того, чтобы слово могло выполнять функцию своеобразного «сигнала сигналов», важность которой подчеркивал И. П. Павлов (1849—1936), чтобы с его помощью можно было адекватно отражать действительность, им следует правильно пользоваться. Особенно важно это положение для учебно-воспитательной работы в школе, где слово — как устное, так и письменное — является важным средством воздействия на учащихся. Поэтому отдавая себе отчет в отрицательных последствиях одностороннего вербального обучения, о чем уже говорилось, не следует забывать и о том, что методы обучения, основанные на слове, являются одним из главных средств работы учителя.

Исходя из роли словесных методов, активизирующих мышление учащихся в процессе обучения, их можно подразделить на следующие виды: рассказ, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой. В такой последовательности мы и будем их рассматривать. В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями, событиями или процессами в форме их словесного описания. Этот метод работы применяется прежде всего в младших классах, хотя учителя пользуются им и в старших, например на уроках родного языка, истории и географии. Эффективность этого метода зависит главным образом от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся, а также от правильного сочетания демонстрации со словесными пояснениями (в старших классах — с обсуждением). Рассказ учителя, как бы заменяющий наблюдение самих предметов и явлений, должен приучать учащихся слушать, понимать и запоминать важнейшие факты. Поэтому его содержание должно опираться на уже имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя и обогащая его новыми элементами. Рассказ должен строиться и излагаться ясно, сжато и пластично и служить для учащихся образцом, приучать грамотно выражать свои мысли с первых лет школьного обучения.

Подобно рассказу, лекция, служит для передачи учащимся определенной информации из области наук о природе, обществе, технике и культуре. От рассказа лекция отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует дедуктивно-гипотетическое мышление слушателей. Поэтому структура лекции является более строгой, чем структура рассказа, а ее ход в большей степени подчинен требованиям логики. Кроме того, предметом лекции в основном является описание сложных объектов, явлений, событий и процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей, главным образом причинно-следственного характера, в то время как в рассказе представляются, как правило, внешние характеристики этих предметов и явлений.

Из этого следует, что лекцией можно пользоваться только в старших классах школы, вводя ее постепенно, постоянно контролируя этапы, раскрывающие отдельные части темы, и качество восприятия передаваемой учащимся информации. Широко лекция используется в высшей школе.

Постепенное приобщение учащихся к работе на лекции предусматривает:

  • ознакомление их с целью, темой и подтемами лекции;
  • систематическую проверку их конспектов;
  • строгий контроль и оценку содержания и объема усвоенной ими информации как по отдельным вопросам, так и по всей теме лекции;
  • объединение лекционного метода с другими методами учебной работы, дополнение ее демонстрациями, рассказом, беседой, дискуссией и работой с книгой;
  • постепенное увеличение продолжительности лекции в пределах урока.

Успех лекции зависит прежде всего от уровня ее подготовки. Несомненное влияние на получаемые с ее помощью результаты оказывают и такие факторы, как четкость, логически компактная структура, живой язык, своевременное включение обобщений, а также многосторонность в раскрытии основной содержательной линии. Следует помнить о том, что показатели восприятия содержания лекции колеблются от 20 до 50% [см.: Szewczuk W. 1955]. Отсюда следует, что одностороннее увлечение лекциями, как и исключительное использование других методов дидактической работы, неэффективно.

От рассказа и лекции беседа отличается главным образом тем, что не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к самостоятельному мышлению. Сущность беседы состоит в общении учителя, который руководит ею, с учащимися; стремясь достигнуть поставленной цели, он задает ученикам вопросы, на которые они в свою очередь предлагают ответы. Таким путем, как бы шаг за шагом учащиеся переходят от незнания к знанию, воспринимая новую для себя информацию и упорядочивая уже имеющиеся знания.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». Позднее этот тип беседы с характерным для нее ироническим оттенком был переименован в «поисковую» (эвристическую) беседу и поднят до уровня ведущего метода обучения в некоторых вариантах прогрессивистской трудовой школы, однако в школьной практике часто бывало и так, что беседа, вместо того чтобы активизировать, помочь учащимся в приобретении знаний, сковывала их инициативу, подавляла их находчивость и самостоятельность, не способствовала уяснению цели, к которой стремилась школа, а также путей, к ней ведущих. В связи с этим беседа оказалась предметом острой критики. В частности, в начале нашего столетия немецкий педагог Гуго Гаудиг (1860— 1923) утверждал, что беседа представляет собой искусственный, типично школярский метод. Правильно ли, отмечал он, что вопросы задает тот, кто уже знает ответы на них, т. е. учитель? Не должно ли быть наоборот: чтобы спрашивал ученик, т. е. тот, кто их не знает, а отвечал учитель, который их знает? Не тормозят ли в этих условиях вопросы учителя развития самостоятельности учеников? [см.: Gaudig Н. S. 14].

Недостатки беседы как метода обучения, подмеченные Г. Гаудигом, можно было бы признать обоснованными, если бы учитель пользовался только ею.

Но этого не было ни в прогрессивистской, ни в современной школе. Если в соответствии с концепцией современной дидактики, утверждающей, что эффективность работы школы является функцией множества используемых методов, средств и организационных форм обучения, признать беседу одним из методов обучения, то она может служить в следующих целях:

  • для подготовки учащихся к работе на уроке;
  • для ознакомления их с новым материалом;
  • для систематизации и закрепления знаний;
  • для текущего контроля над степенью овладения этим материалом со стороны учащихся.

С учетом этих задач можно выделить следующие виды беседы: вводная беседа, беседа, служащая ознакомлению учащихся с новым материалом, синтезирующая и закрепляющая беседа, контрольная беседа.

Однако то, в какой мере беседа окажется полезной для решения перечисленных задач, зависит от вида вопросов, которые ставит перед учениками учитель. Для реализации возлагаемых на них дидактических функций эти вопросы должны учитывать интеллектуальные возможности, быть для них ясными, понятными и однозначными, мобилизовать их к умственным усилиям и особенно к использованию уже имеющихся у них знаний как основы для приобретения новых.

В отличие от лекции беседа шире всего применяется в младших классах школы. В старших же классах мы используем этот метод не столько для ознакомления учащихся с новым материалом, сколько для его синтеза, закрепления, а также для текущего, выборочного контроля и оценки.

Смысл дискуссии состоит в обмене взглядами по определенной проблеме, поэтому и условием эффективного использования этого метода в дидактической работе является предварительная подготовка учащихся к такому обмену как в содержательном, так и в формальном отношении. Эта подготовка состоит прежде всего в обеспечении учащихся необходимым объемом знаний. Без этого дискуссия станет бессодержательной и неточной. Важно также приучать учеников к сложному искусству ведения дискуссии, поэтому предметом особой заботы учителя должна быть выработка у них умения однозначно формулировать рассматриваемые проблемы и вопросы, представлять свою точку зрения в содержательно обоснованном и логически стройном виде, использовать конкретные аргументы для опровержения неправильных взглядов, способные убедить слушателей. Учитель должен познакомить учащихся с общими правилами ведения дискуссии, такими, как ясность и четкость формулировки ее главной проблемы, предметность и компактность высказываний, умение синтетически подводить итоги ее хода или формулировать заключительные выводы.

Дискуссией можно пользоваться только в старших классах неполной и полной средней школы. Этот метод позволяет обогащать содержание уже известного ученикам материала, упорядочивать его, обобщать и закреплять, но прежде всего развивать у них умение самостоятельно строить выступления, защищать свои взгляды по определенным вопросам и, что также важно, приобщать их к жизни в коллективе, ибо от высказываний отдельных учеников, которые раскрывают рассматриваемую проблему с различ ных точек зрения, не всегда совпадающих между собой и только частично верных, в ходе дискуссии ее участники приходят к общему, единому решению. Выраженные во время дискуссии различные позиции и разнообразные взгляды в целом приводят к пополнению и модификации знаний отдельных учеников, что выступает в качестве одного из условий развития их личности.

Расширяющий блок

Известный языковед Витольд Дорошевский сформулировал основные принципы непростого искусства ведения дискуссии таким образом:

  1. Дискуссия по какой-либо теме должна быть формой коллективной работы, направленной на разрешение проблемы, а не конфликта…
  2. Участник дискуссии должен считаться с тем, что если он говорит слишком долго, то лишает возможности высказаться других…
  3. Следует взвешивать свои слова, произносить их обдуманно, а не в эмоциональном порыве, не забывая о том, что высказывание самых разумных мыслей, но не вовремя и не по адресу может быть просто неразумным…
  4. Необходимо стремиться правильно понять позицию противной стороны, воспринимая не только их словесное выражение, но и вкладываемое содержание.
  5. Представлять утверждения противника следует корректно, не искажая их и не привнося никаких чуждых этим утверждениям акцентов.
  6. Нельзя ссылаться на то, что в своих высказываниях противник руководствуется побочными интересами. Если существует основа для такого допущения, то пропадает сама возможность дискуссии.
  7. Не следует стремиться к эффективным стилистическим приемам, давать выход полемическому задору, поддаваться инерции потока слов.
  8. Участник дискуссии не должен стараться досадить противнику, однако стремление не доставить ему неприятностей, объективность и нелицеприятность ведения дискуссии не должны отражаться на четкости, однозначности формулирования своих мыслей.
  9. Недопустимо высказываться по малознакомым вопросам (можно лишь задать вопрос).
  10. 10. Выступление должно быть предметным. Нельзя бравировать независимостью своего мышления или руководствоваться желанием угодить кому-либо.

Работа с книгой как метод обучения, основанный на слове, представляет одно из важнейших средств как познания, так и закрепления новых знаний. При обучении по программированным текстам она является также эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования. Целью самостоятельной работы с книгой может быть просто чтение, поиски ответов на определенные вопросы, краткое изложение взглядов ее автора, анализ текста с учетом места и времени его создания, стилевых, грамматических и логических особенностей, наконец, заучивание на память.

Как и при проведении дискуссий, школа должна соответствующим образом подготовить учащихся к самостоятельной работе с книгой. Самыми важными элементами такой подготовки являются: умение свободно читать и понимать прочитанное, умение вести записи.

Ученики должны научиться целенаправленному выбору литературы, овладеть техникой правильного чтения, а также такими его этапами, как:

  • предварительная ориентация (анализ титула и оглавления);
  • беглый просмотр;
  • углубленное чтение с тщательным анализом содержания и составлением заметок.

Рекомендуется, чтобы этой работе сопутствовало ознакомление учащихся с методами работы в библиотечных каталогах и с разного рода вспомогательными материалами, т. е. словарями, энциклопедиями, статистическими ежегодниками и т. д. Кроме того, учащихся старших классов неполной средней и средней школы следует приучать к систематическому чтению ежедневной прессы и отдельных периодических изданий. Такое чтение позволяет приобретать информацию, важную для углубления и расширения знаний, полученных в школе, развивать интересы и пробуждает новые интеллектуальные потребности учащихся.

admin:
Related Post