Существует несколько подходов к описанию особенностей развития детей в связи с их положением в семье. Психологи выделяют, как правило, несколько позиций рождения: старший, средний, младший, единственный ребенок, и иногда выделяется такая позиция, как близнецы. Однако в настоящий момент демографическая ситуация такова, что процент средних детей крайне низок, поэтому внимание в дальнейшем будет сконцентрировано на взаимоотношениях исключительно старших и младших детей. Если у детей одни и те же родители и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет одинакового социального окружения. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей — все это меняется в результате появления следующих детей.
Старший ребенок.
Старший ребенок сначала воспитывается как единственный.
Г. Т. Хоментаускас — кандидат психологических наук, доцент Вильнюсского пединститута и автор книги «Семья глазами ребенка» считает, что «первый ребенок — это нечто новое, непознанное и интересное для родителей. Он воспринимает от них трепетную любовь и восхищение… Поэтому первые дети часто подсознательно занимают позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне»».
Но воспитание первенца во многих семьях происходит под знаком неуверенности и переживания риска. Из-за этого требования родителей то бывают слишком жесткими, то вдруг исчезают или даже меняются на противоположные. Непоследовательность — одна из причин того, что в даль-отмечал еще 3. Фрейд, именно в этом возрасте у ребенка ярко проявляется влечение к родителю противоположив го пола. Это трех-, четырехлетние мальчишки собираются жениться на маме, выселить папу из маминой спальни в детскую…
У первенца возникает ревность из-за повышенного внимания матери к младшему. Выражением ревности будет чувство обиды на мать, капризность, грусть, заострение страхов одиночества и темноты, что имеет своей целью компенсацию недостающего внимания матери. Мать может постоянно выражать восхищение младшим и расценивать проявления недовольства старшего как кап риз, что не способствует развитию дружелюбных чувств к младшему.
«Положение старшего мальчика несколько легче при рождении еще одного, уже нежеланного мальчика. Тогда чувства матери, страстно желающей дочь, не будут так вовлечены в отношения с младшим, и старшему останется значительная часть “эмоционального пайка“ матери. Противоположная ситуация более драматична Ожидание девочки становится все более заостренным и теперь, когда мечта матери осуществилась, она еще больше эмоционально отходит от старшего, порождая у него чувство неудовлетворенности и обиды» (А. И. 3axaров).
Если первенец — девочка, то, по мнению А. И. Захарова, опасностей для ее психического здоровья меньше поскольку ее чувства в три — пять лет обращены главны» образом на отца. Хотя и здесь возможны свои сложности в том случае, если второй ребенок — долгожданный для отца мальчик… Тогда вся отцовская любовь также достается сыну.
Что касается оптимальной разницы в возрасте, то можно сказать, что более целесообразно рожать второго ребенка, когда старшему исполнилось пять лет, так как именно в этом возрасте расширение круга общения ребенка, разнообразие интересов препятствуют фиксации исключительно на семейной среде и не делают рождение второго ребенка серьезной проблемой. Менее благоприятным, но своего рода компромиссным вариантом можно считать появление младшего, когда старшему 1,5-2 года. В этом случае «последний еще не успевает развить свои чувства любви к матери и не будет ревностно воспринимать появившегося эмоционального конкурента в семье» (А. И. Захаров).
Младший ребенок. А. Адлер описывает ситуацию развития младшего ребенка следующим образом: он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим ребенком и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Но если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи.
Жизненная ситуация второго ребенка в корне отличается от ситуации первого. Изначально у него есть лидер, с которым он стремится сравняться. Он не признает власть и любит ее перемену. Ему присуще чувство динамики и желание рваться вперед как на гонках, что также можно заметить в его движениях. Он старается изменить законы науки и природы и по сути своей является революционером, причем не столько в политике, сколько в социальной жизни и в своем отношении к окружающим.
Если перед нами случай, когда несколько детей растут вместе, а некоторое время спустя рождается еще один, то последний ребенок будет в ситуации, схожей с ситуацией первенца. Особенно интересно с психологической точки зрения положение в семье самого младшего. Под этим, конечно, подразумевается ребенок, который младший всегда и у которого никогда не бывает последователя. Преимущества его положения заключаются в том, что он никогда не будет свергнут. Второй ребенок может потерять свою власть и иногда он переживает трагедию, но это невозможно в жизни самого младшего. Следовательно, его положение наиболее благоприятно, и если остальные обстоятельства жизни одинаковы, можно видеть, что самый младший ребенок развивается наилучшим образом. Он походит на второго ребенка тем, что очень энергичен и старается превзойти других. На его жизненной дистанции также есть лидеры, но в остальном путь его полностью отличается от развития других членов семьи. Например, если мы говорим о семье ученых, самый младший из детей, возможно, станет музыкантом или бизнесменом; если речь идет о семье людей практических, младший может стать поэтом. Он всегда должен быть другим, отличаться во всем. Ему нравится следовать отличным от остальных путем по причине того, что ему легче заниматься чем-то другим, нежели соревноваться в том же роде деятельности, что можно расценить как очевидный недостаток смелости.
Стоит отметить, что данные предсказания, основанные на знании положения ребенка в семье, — это описание определенных тенденций, а не закономерностей, непременно исполняющихся в каждом конкретном случае. Действительно, если первый ребенок в семье имеет выдающиеся способности, он может вообще не быть оттесненным вторым, и таким образом совсем не будет страдать. Такой ребенок может быть хорошо социально адаптирован, и, возможно, его мать сумеет привить ему интерес к другим, включая новорожденного. С другой стороны, тот факт, что первенца невозможно затмить, создает большие трудности в жизни второго ребенка, и у последнего могут возникнуть серьезные психологические проблемы. Часто опыт таких детей очень болезненный, так как уже в начале жизни они теряют смелость и надежду. Соревнующиеся дети всегда должны иметь надежду победить, а когда надежда уходит, псе теряет смысл. Г. Т. Хоментаускас считает, что появление на свет младшего ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей, и он еще до рождения растет в более спокойной атмосфере. Но зато второй ребенок в семье никогда не переживает ситуации единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение; мать меньше разговаривает, занимается им.
Этот ребенок дольше, чем первый или средний ребенок, испытывает к себе снисходительное отношение взрослых. Ему не выдвигаются жесткие требования, ему больше помогают даже тогда, когда он может справиться с возникшими трудностями сам. Это может привести к тому, что, «привыкнув» к помощи окружающих и воспринимая ее как должное, встретившись с более серьезными препятствиями, он ожидает и требует их поддержки… Не испытав, как старший, «свержения с престола», он более уверен в постоянстве эмоционального отношения родителей к себе и растет более самоуверенным и оптимистичным (Г. Т. Хоментаускас).
У младших детей часто вырабатывается манипулятивный путь в отношениях с людьми, так как они с детства примыкают к тому, что агрессия бесполезна. Младший ребенок скорее будет последователем, чем лидером. Он всю жизнь старается догнать старших, но это ему удается, только если он изберет поле деятельности, отличающееся от такового старшего ребенка, и иной жизненный стиль.