X

Эффективность сказок для и о ребенке.

Эффективность сказок, которые мамы или папы сочиняют для ребенка и о ребенке, объясняется многими причинами. Во-первых, такие сказки позволяют ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом. Многие дети в беспокоящих их проблемах винят себя. Кроме того, им трудно говорить о своих проблемах открыто, они испытывают смущение. Если взрослый пробует заводить прямой разговор с детьми, они сразу замыкаются и уходят от разговора.

Слушать историю — совсем другое дело. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах — они просто слушают рассказ о зайчике, медвежонке, грузовичке или девочке, такой же, как они. Малышу ничто не мешает слушать, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий. Это значит, что есть возможность поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке.

Сказочные истории дают ребенку возможность подумать, поразмыслить и задать вопросы на чреватые конфликтом, «взрывоопасные» темы без боязни вмешательства во внутренний мир. Мы, взрослые, часто делаем то же самое. Большинству знакома практика получения совета по смущающему нас вопросу с использованием знакомого приема: «У моего друга есть одна проблема…».

Очень интересно понаблюдать, как дети пользуются этой зоной безопасности. Об этом явлении замечательно пишет Дорис Бретт — автор сборников «терапевтических историй» для детей.

Истории про Энни…

«С одной стороны, ребенок отождествляет себя с “Энни”, но когда повествование доходит до «больного места”, он становится на позицию слушателя, и тогда «Энни” — это просто девочка из рассказа. Таким образом, он получает возможность понаблюдать со стороны за своим двойником, не давая смущению взять власть над разумом. Форма рассказа имеет еще одно преимущество: для ребенка рассказ гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция. Во всем мире дети выключают радиоприемники и телевизоры, если там читают нотации, и включают их, когда наступает время сказки.

«Истории про Энни” способствуют общению и располагают к нему совершенно особым образом. Часто дети избегают говорить о своих проблемах потому, что стыдятся этого, боятся нежелательной реакции на них взрослых или потому, что у них не хватает слов и понятий для описания своих чувств и эмоций. Услышать их часто запутанные и сумбурные чувства, выраженные словами в рассказе, может оказаться весьма полезным.

Это дает вам возможность вступить в диалог со своим ребенком. Ведь разговор с ребенком о его тревогах и проблемах иногда напоминает допрос в лагере военнопленных: имя, воинское звание и регистрационный номер — это все, что вам удается узнать. Но тот же самый ребенок может стать на удивление открытым, когда он расскажет о том, что беспокоит и тревожит Энни. Так что, если вы не знаете, что именно беспокоит вашего ребенка, вы можете спросить, что, по его мнению, беспокоит Энни. И в этом случае опять то же чувство безопасности позволяет ему быть столь открытым.

Если я не уверена, что именно является причиной беспокойства моей дочери, я просто спрошу ее, какую «историю про Энни” (вернее, о чем) она хотела бы от меня услышать. Если она скажет что-то вроде: “Расскажите мне, как Энни ходила к доктору” — я буду знать, в чем суть проблемы».

Из кн. Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…»

Способ общения посредством сказки ценен еще тем, что он позволяет детям познавать новое, чувствуя себя в определенной степени независимыми. Ребенок может потратив столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа и схватить его идею. Он может слушать рассказ снова и снова, сосредотачиваясь на том, что в данный момент для него особенно актуально (ничего не навязывается ему насильно). И, самое главное, все новое, что он узнает воспринимается им как свое собственное достижение, как результат самостоятельных усилий.

Как рассказывать сказки. Общие правила. Каждый ребенок уникален. Возьмите, к примеру, своего ребенка и понаблюдайте, как он воспринимает и осваивает окружающий мир. Проявляет ли он осторожность, сталкиваясь с новым опытом, или идет с открытым забралом, напролом, безоглядно? Легко ли он приспосабливается к переменам или любая новизна, новый опыт вызывают у него тревогу и раздражение? Каким он себя считает — смелым или робким, ловким или неуклюжим, общительным или застенчивым?

Смоделируйте главного героя по образцу вашего ребенка, пусть они будут похожи какими-то узнаваемыми умениями или качествами. Наделите главного героя теми же переживаниями и интересами, которые есть у вашего малыша.

Вы должны знать, насколько устойчиво внимание вашего ребенка, то есть как долго он способен продуктивно слушать и, соответственно, насколько длинным должен быть для него рассказ. Используйте юмор, где только возможной Юмор привлекателен для ребенка, он стимулирует его интерес и является эффективнейшим средством против напряжения, тревоги и беспокойства. Пусть герой сказки попадает в забавные ситуации и с честью выходит из них.

Рассказывая какую-нибудь очередную сказку, следите за своим ребенком: его реакция и поведение дадут вам ключ и дальнейшим шагам и действиям. Заметьте, когда он особенно внимателен, захвачен содержанием рассказа, а когда ему становится скучно. Если внимание малыша сосредоточено на сказочных событиях, вы — на правильном пути. Если рассказ ему не интересен, значит, что-то не так или ребенок еще не готов его воспринять. Не пытайтесь быть педантичным в языковом, стилистическом отношении, лучше дайте волю воображению, окунитесь в стихию рассказа, расслабьтесь и испытайте радость сочинительства, не мудрствуя лукаво. Необходимо также учитывать свое собственное состояние. Если вы встревожены, когда рассказываете истории, ниша тревога и беспокойство могут передаться ребенку.

В этом случае лучше перепоручить роль чтеца (или рассказчика) другому члену семьи или другу, а самому послушать. Накопив опыт, вы сможете рассказывать истории более свободно и непринужденно.

Родителям, которые не уверены в своих способностях по части сочинительства и поэтому предпочитают читать своим детям тот или иной рассказ почти слово в слово, можно порекомендовать изменить имена и обстановку рассказа на имена и обстановку, которые более подходят для их детей. Читайте медленно, оставляя место для ваших собственных комментариев и комментариев ребенка. После прочтения рассказа запомните его содержание, попытайтесь рассказать его самостоятельно, без книги. Пусть малыш поможет вам заполнить пустоты, а вы получите удовольствие, вплетая в ткань рассказа свои собственные детали и подробности.

Схема, по которой родители могут составлять сказки своим детям:

  1. Обдумайте проблему, которая беспокоит вашего ребенка или вас. Настройтесь на волну чувств и переживаний малыша, пытающегося справиться с той или иной ситуацией. Постарайтесь понять детскую точку зрения на происходящее. Представьте, каким мог бы быть выход из ситуации, не отбрасывая даже самый фантастический в настоящий момент.
  2. Сформулируйте основную идею рассказа. Какие мысли им хотите донести до сознания вашего ребенка? Какие решения вы собираетесь предложить посредством рассказа? Вот здесь уже можно подумать над реалистичностью предлагаемых решений. Они не должны быть слишком сложными (за основу можно взять советы, предлагаемые в данной книга или свой собственный опыт).
  3. Начните рассказ с представления героя или героини, у которых схожие с детскими страхи, опасения, тревоги или конфликты. Это позволит вашему ребенку отождествить, идентифицировать себя с героем или героиней и вовлечет в действие, сделав его участником рассказа.
  4. Упомяните о сильных сторонах и положительных чертах героя рассказа. Эти же характеристики должны быть и у вашего ребенка. Зачастую, когда мы слишком встревожены и выбиты из колеи какой-то своей проблемой, мы забываем о своих сильных сторонах, хороших качествах и талантах. Ребенку о них тоже не лишне напомнить.
  5. Опишите в начале рассказа конфликт, а затем переходите к его положительному разрешению.
  6. Рассказывая сказку, наблюдайте за ребенком. Обратите внимание на то, когда ребенок увлечен рассказом, а когда ему скучно. По выражению его лица вы определите его реакцию на услышанное.
  7. Если ваш ребенок комментирует рассказ или задает вопросы по его содержанию, не оставляйте это без внимания. Комментарии и вопросы часто помогают заглянуть в мысли ребенка, в его внутренний мир. Если вы затрудняетесь отвечать на эти вопросы, их можно переадресовать обратно ребенку, спросив его: «А что ты думаешь на этот счет?» Если ребенок ответит: «Я не знаю», можно все это] превратить в игру типа «Угадай-ка». В таких ситуациях догадки детей помогут вам понять, о чем они думают.
  8. Стремитесь к простоте. Приспосабливайте (адаптируйте) свой язык и словарный запас к уровню развития ребенка, а длительность сказки — к степени устойчивости eго внимания.
  9. Вы как рассказчик и сам ваш рассказ могут быть далеки от совершенства. Не смущайтесь своим «пробуксовыванием» и речевой неуклюжестью, а если вы обнаружите свои промахи и огрехи (часто по выражению лица ребенка), спокойно исправьте их, сказав, например: «О, я чуть не забыла, что наша героиня пошла не одна, а с подругой» и т. д. Ребенок вам посочувствует: «Бедная мамочка, она даже не может хорошо запомнить рассказ». Это не уменьшит пользы от сказки и детского удовольствия от ее прослушивания.

Не отчаивайтесь, если ребенок по каким-то причинам не пользуется решением, которое вы ему предложили в предыдущей сказке. Возможно, еще не пришло время поступать таким образом или это действие оказалось слишком сложным или необычным для ребенка.

Если сказки все-таки хочется рассказывать, а не читать, тем более, что оптимальная форма преподнесения сказки — рассказ, то важно знать, что мастерство рассказчика можно развивать, не отмахиваясь со словами: «Мне это не дано». Все заинтересованные родители могут заглянуть в приложение «Практикум рассказчика (см. с. 159).

Далее рассматриваются наиболее распространенные из «тих «капризных» ситуаций, а также способы профилактики и выхода из них при помощи рассказывания сказочных историй.

admin:
Related Post