X

ЗАПОМИНАНИЕ КОРОТКОГО И ЛЕГКОГО ТЕКСТА

Предварительно прочитайте тренировочный текст. Постарайтесь    работу с текстом, прочитать его очень внимательно, за- Готовы? Зафиксируйте время и поминая все мысли и все факты. Можете прочитать его несколько раз.

НЕОБЫЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

В июне начинают летать бабочки бархотицы семелы, бурые, с двумя глазками на каждом переднем крыле. Они порхают вокруг цветов и сосут нектар.

Но вот самец, насытившись, решает, как видно, развлечься. Он садится на землю, на какой-нибудь бугорок, и терпеливо ждет. Ждет самку, чтобы поухаживать за ней. Ждет долго. Но самка все не появляется. Его терпение иссякает, и тогда он в слепом азарте бросается в погоню за пролетающими птичками и даже за падающими листьями. Гоняется иногда и за собственной тенью!

В эту пору его легко привлечь даже бумажной моделью, имитирующей самку. Экспериментами установлено, что, чем темнее модель, тем азартнее гоняется за ней самец. Черная модель самая для него привлекательная.

Меняли и размеры модели. Крупные были самцу наиболее желанны, и среди них самая желанная — в четыре раза более крупная, чем натуральная величина самки.

Это странное предпочтение крупных самок — пока полная загадка для зоологов.

Стоп! Запишите затраченное время:_мин._сек.

Умножьте это время на 2 и, отбросив секунды, оставьте лишь минуты.

Запишите полученное время_

минут. Назовем это время Вашим НОРМАТИВНЫМ временем чтения маленьких текстов такого объема и такой степени сложности.

Теперь Вы готовы выполнить первый тест.

Постарайтесь прочитать приведенный ниже текст за нормативное время. Если по окончании чтения Вы обнаружите, что прочитали быстрее НОРМАТИВНОГО времени, то за оставшиеся секунды можете просмотреть текст еще раз.

По окончании чтения контрольного текста Вам предстоит письменно изложить все прочитанные мысли и факты. Поэтому читайте текст очень внимательно, стараясь запомнить как можно больше.

Готовы? Начинайте!

ЖУК-ОЛЕНЬ

На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень. У них прямо-таки оленьи рога!

У этого жука склонность к дубовому соку. Там, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок, собираются жуки на «водопой». Прилетают десятками.

Напившись бодрого напитка, жуки дерутся и, как олени, «бодаются». Стараются, поддев других рогами, сбросить с сука. Челюстями кусаются. А челюсти у них очень мощные.

В финале такого сражения обычно лишь самый сильный жук остается у сладкого источника. Но не долго наслаждается он питьем в одиночестве, так как скоро претенденты возвращаются, и победитель снова вступает в борьбу.

Дубовый сок для рогачей не только бодрящий напиток, но и пропитание. Так что склонность к соку у жуков вполне понятная. Хотя все еще остаются сомнения в объяснении необходимости дубового сока как пищи. Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени в подобной пище не нуждаются, а дубовый сок для них только «хмельное питие».

Стоп! Запишите затраченное время:_мин._сек.

Если время чтения данного текста оказалось больше НОРМАТИВНОГО времени, то сейчас же внесите в него изменения.

Оцените способность самостоятельно ВОСПРОИЗВОДИТЬ содержание текста. Для этого напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения. Вам предлагается 15 пустых строк. Если Вы напишете 15 мыслей (что бывает крайне редко) и будете готовы написать еще мысли, то допишите их в своей тетради. Если Вы не сможете вспомнить 15 мыслей, то не расстраивайтесь и утешьтесь тем, что некоторые вспоминают лишь 5—6 мыслей. Не обращайте внимания на квадратики с процентами.

А теперь оцените свою способность УЗНАВАТЬ содержание прочитанного текста среди другой информации. Прочитайте вопросы и отметьте только по одному правильному варианту ответа. Если Вы не сможете выбрать правильный вариант ответа к вопросу, то отметьте букву «г». В предыдущие работы нельзя вносить изменения и дополнения.

1.    Где живет жук-олень?

а)    на севере нашей страны;

б)    на юге нашей страны;

в)    на востоке нашей страны;

г)    не помню.

2.    К чему у жука имеется склонность?

а)    к березовому соку;

б)    к липовому меду;

в)    к дубовому соку;

г)    не помню.

3.    Где собираются жуки-рогоносцы на «водопой»?

а)    где сок обильно истекает из-под коры древесных суков;

б)    где сок каплями выступает из-под коры древесных суков;

в)    где на месте среза коры обильно истекает сок;

г)    не помню.

4.    Что делают жуки-олени на «водопое»?

а)    пьют сок и улетают;

б)    пьют сок и дерутся;

в)    пьют сок и ухаживают за самками;

г)    не помню.

5.    Как много жуков-оленей прилетает на «водопой»?

а)    несколько единиц;

б)    несколько десятков;

в)    несколько сотен;

г)    не помню.

6.    Как дерутся жуки-олени?

а)    кусаются и налетают;

б)    налетают и бодаются;

в)    кусаются и бодаются;

г)    не помню.

7.    Что происходит в финале сражения жуков?

а)    самый сильный жук остается у сладкого источника;

б)    сильный жук с самкой остается у сладкого источника;

в)    несколько самых сильных жуков остаются у сладкого источника;

г)    не помню.

8.    Что делает победитель сражения?

а)    остается с самкой;

б)    наслаждается питьем в одиночестве;

в)    напивается и улетает;

г)    не помню.

9.  Чем является сок для жуков-оленей?

а)    пропитанием и бодрящим напитком;

б)    только пропитанием;

в)    оздоровительным напитком и питанием;

г)    не помню.

10.  В чем остаются сомнения у энтомологов?

а)    в объяснении боевого духа жуков после «хмельного пития»;

б)    в объяснении необходимости дубового сока как пищи;

в)    в объяснении воздействия дубового сока как «хмельного пития»;

г)    не помню.

Теперь приступайте к проверке работ. Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — сверьте список написанных Вами мыслей со следующим списком и проставьте себе проценты:

6,6% за мысли, сформулированные в полном виде и с той же точностью, что мысли из образцового списка (т. е. в Ваших мыслях есть все значимые слова, которые в образцовых мыслях выделены курсивом, или есть их синонимы). Полной и точной можно назвать Вашу мысль, если она содержит все существенные детали из образцовых мыслей;

—    от 1% до 6% за мысли, сформулированные почти так же, как и в образцовом списке, но с неточностями или пробелами;

—    0% за неправильно сформулированные мысли.

Примечание. Если написанная Вами мысль содержит 2 мысли из образцового списка, то ставьте себе 6,6%+6,6%= 13,2%.

Образцовый список мыслей из текста:

1.    На юге нашей страны живет жук-олень.

2.    У жуков-оленей рога похожи на оленьи.

3.    У жуков-оленей есть склонность

к дубовому соку.

4.    Жуки-олени собираются там, где сок обильно истекает из-под коры древесных суков.

5.    На «водопой» прилетают десятки жуков-оленей.

6.    Напившись сока, жуки-олени дерутся, «бодаясь».

7.    Напившись сока, жуки-олени дерутся, кусаясь челюстями.

8.    Челюсти у жуков-оленей очень мощные.

9. Во время сражения жуки-олени стараются, поддев рогами, сбросить друг друга с сука.

10.    В финале сражения лишь самый сильный жук остается у сладкого источника.

11.    Жук-победитель не долго наслаждается питьем в одиночестве, т. к. побежденные жуки-олени возвращаются к месту сражения подраться еще раз.

12.    После возвращения проигравших победитель снова вступает в борьбу.

13.    Дубовый сок для рогачей не только бодрящий напиток, но и пропитание.

14.    В настоящее время имеются и остаются сомнения в объяснении необходимости дубового сока как пищи.

15.    Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени не нуждаются в соке как в пище, а дубовый сок для них только «хмельное питие».

Теперь сложите полученные проценты: _%.

Этот результат показывает, насколько хорошо Ваша память срабатывает при необходимости САМОСТОЯТЕЛЬНО вспомнить содержание короткого текста.

Перейдите к оценке ПРИПОМИНАНИЯ — сравните Ваши ответы с правильными и проставьте:

—    10% за Ваши ответы, полностью совпадающие с правильными, приведенными ниже;

—    от 1 до 9% за ответы, почти совпадающие с правильными;

—    0% за неправильный ответ или за отсутствие ответа.

Правильные ответы:

1. На юге нашей страны.

2. К дубовому соку.

3. Где дубовый сок обильно истекает из-под коры древесных суков.

4. Пьют сок и дерутся.

5. Несколько десятков.

6. «Бодаются» рогами и кусаются челюстями.

7. Самый сильный жук остается у сладкого источника.

8. Пьет сок в одиночестве, затем снова вступает в бой.

9. Пропитание и питье.

10. В объяснении необходимости дубового сока как пищи.

Сложите полученные проценты:__%

Этот результат показывает, насколько хорошо Ваша память срабатывает при необходимости ПРИНУДИТЕЛЬНО ВСПОМНИТЬ содержание короткого простого текста.

Оцените УЗНАВАНИЕ. Для этого сравните выбранные Вами варианты ответов на вопросы с ключом и проставьте 10% за каждое совпадение и 0% за несовпадение:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

б

в

а

б

б

в

а

б

а

б

Сложите полученные проценты.

Этот результат показывает, насколько хорошо Ваша память срабатывает при необходимости УЗНАТЬ некогда прочитанную информацию в прочитываемом коротком простом тексте.

Процент узнавания также позволит Вам оценить, какую часть запомнившейся информации Вы не умеете самостоятельно извлекать из памяти. Для этого нужно из процента узнавания вычесть процент воспроизведения.

Подведите итоги первого теста по оценке качества запоминания маленького текста:

Запоминание маленького текста

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

%

ПРИПОМИНАНИЕ

%

УЗНАВАНИЕ

%

admin: