Необходимость дифференциации обучения в старших классах средней школы подкрепляется рядом психолого-педагогических соображений. Рассмотрим главнейшие из них. Успешное развитие науки приводит к непрерывному увеличению объема научных знаний, к появлению новых фундаментальных понятий, к возникновению новых отраслей знаний. Наиболее существенное из открытий поступает в сферу обучения. Одной из характерных особенностей развития современной науки является быстрое внедрение новейших научных открытий в производство. Это приводит к тому, что объем учебного материала в школьных программах непрерывно растет. Причем темпы этого роста все время увеличиваются.
Предпринимавшиеся на протяжении трех последних десятилетий многократные попытки сокращения школьных программ не смогли приостановить или хотя бы замедлить рост учебного материала по большинству учебных предметов. Объем знаний, которыми должен овладеть ученик за период обучения в средней школе, уже сейчас настолько велик, что недостаток времени на его изучение, а следовательно, и перегрузка учащихся стали очевидными.
Налицо явное несоответствие между объемом учебного мариала и временем, отводимым на его изучение. Если не принять необходимых мер, перегрузка учащихся будет увеличиваться.
Особенно велика перегрузка добросовестных учеников со средними способностями. Поскольку такие учащиеся составляют большинство, то учителя, видя их затруднения в учебной работе, снижают темп и глубину изложения материала. Это облегчает положение учащихся со средними способностями, приближает для них ход учебного процесса к оптимальному, но одновременно ставит в очень невыгодное положение учащихся с хорошими способностями. Учащиеся с хорошими способностями начинают работать без нужного для успеха дела напряжения, часто ограничиваются по ряду предметов только работой в классе, их не удовлетворяет уровень и темп изложения учебного материала, развитие их способностей затормаживается. Часто это сопровождается формированием таких отрицательных свойств личности, как самонадеянность, зазнайство и т. п.
Наконец, следует отметить, что темп и уровень изложения, рассчитанный на среднего ученика, не соответствует познавательным возможностям учащихся со слабыми способностями к изучению того или иного предмета.
Таким образом, мы видим, что несоответствие между объемом учебного материала и временем, отводимым на его изучение, в сочетании с неоднородным составом учащихся в конечном итоге приводит к такой организации учебного процесса, при которой не достигаются оптимально возможные результаты.
Общеизвестно, что занятие интересным трудом не только меньше утомляет, но и часто служит отдыхом. Экспериментальная работа показала, что в случае группировки учащихся по интересам достигается повышение качества знаний не только по предметам, к изучению которых учащиеся проявили повышенный интерес, но и по всем другим учебным предметам. В таблице приведены данные об успеваемости учащихся двух классов московской школы № 710, которые начиная с восьмого года обучения были сгруппированы по интересам.
Предметы |
Средний балл успеваемости по классам |
Средняя оценка на экзаменах в вузе |
|||
VII |
VIII |
IX |
X |
||
Физика …….. |
3,37 |
4,00 |
4,12 |
4,11 |
4,68 |
Математика…… |
3,18 |
3,26 |
3,98 |
4,02 |
4,62 |
Химия…….. |
3,24 |
3,24 |
3,67 |
3,52 |
3,81 |
Литература…… |
3,40 |
3,52 |
3,89 |
3,98 |
4,03 |
История ……. |
3,67 |
3,69 |
3,96 |
4,01 |
— |
География …… |
3,58 |
3,72 |
3,72 |
— |
— |
Естествознание …. |
3,42 |
3,64 |
3,81 |
3,79 |
— |
Средний балл по всем предметам |
3,40 |
3,59 |
3,75 |
3,90 |
4,28 |
Приведенные данные весьма наглядны, но ростом успеваемости не исчерпывается благотворное влияние группировки учащихся по интересам. Следует отметить, что учащиеся в связи со своими интересами стали больше читать дополнительную и научно-популярную литературу. Анализ читательских абонементов позволил установить, что в IX классе учащиеся регулярно читали специальные журналы, научно-популярные книги, а иногда и учебники для высшей школы. В качестве примера укажем, что 80% учащихся этих классов выписывали журнал «Квант».
Аналогично обстоит дело в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов, биологии и в классах с углубленным изучением химии.
Все сказанное, несомненно, говорит о том, что дифференциация обучения позволяет наиболее полно развить их интересы к определенным областям знаний и на этой базе добиться улучшения учебно-воспитательной работы в школе.
Особенно необходима дифференциация для выявления и наиболее полного развития детей, проявляющих выдающиеся способности, развитие которых при обычной форме занятий (без дифференциации) проходит не в оптимальном режиме. По-видимому, группировка детей по интересам в рамках класса, в котором изучение одного или группы родственных предметов (к изучению которых эти учащиеся проявили повышенный интерес) будет проходить на повышенном уровне, создаст наиболее благоприятные условия для интенсивного развития их способностей.
Таким образом, педагогическая целесообразность дифференциации обучения в старших классах средней школы вытекает из: наличия у большинства учащихся старших классов устойчивого интереса к определенным видам деятельности;
- необходимости использования устойчивых интересов учащихся для целей обучения и воспитания;
- необходимости создать благоприятные условия для максимального развития задатков и способностей одаренных учащихся;
- стремления ликвидировать перегрузку учащихся; необходимости профессиональной ориентации учащихся.