Цели и задачи урока: продолжить формирование понятия о плане как условном изображении местности на бумаге; начать обучение определению местных предметов по условным знакам плана (приемдм чтения условных знаков); из курса природоведения повторить материал о значении плана и карты.
Оборудование: стенная таблица «Изображение местности на аэрофотоснимке и карте». При отсутствии таблицы используется план местности в атласе для V класса, с. 2.
В процессе изучения нового материала можно выделить три учебных звена.
- Значение планов и карт. Подводя итоги проверки домашнего задания, учитель сообщает, что из своих путешествий и экспедиций географы привозят составленные ими планы и карты мест, которые они видели и описали. Планы, и карты дают возможность познакомиться с новыми местами тем, кто там не был. Особенно ценными в строительстве, в сельском хозяйстве являются планы небольших участков земной поверхности, так как на них местность изображена очень подробно. Учащимся, предлагается вспомнить, зачем нужны географические карты. Обычно они хорошо знают назначение географических карт и легко отвечают на этот вопрос. В заключение учитель говорит, что большое хозяйственное значение имеет и план местности. Прежде чем построить дом, фабрику, завод, составляют план той местности, где намечена стройка. Каждый колхоз и совхоз имеет план своих земель. Чтобы успешно изучать географию, также, необходимо хорошо уметь читать планы и карты. Подчеркнем, что значение планов и карт здесь рассмотрено, разносторонне; как результат изучения местности, в. хозяйственной деятельности населения, для изучения географии в школе.
- План — условное изображение местности. Учащимся знакомо определение плана, поэтому изучение второй части нового материала начинается с вопроса: что называется планом? Из курса природоведения учащиеся вспоминают, что план — это чертеж земной поверхности в уменьшенном виде. Учитель уточняет определение: «План —это чертеж небольшого участка земной поверхности, сделанный в масштабе». С помощью стенной таблицы «Изображение местности на аэрофотоснимке и карте» учитель показывает, что местность можно изобразить не. только на плане, но и на фотографии, на рисунке, т. е. по-разному. В чем же их различие? Сравним изображение местности на плане и на рисунке. С помощью беседы учащиеся подводятся к выводу: на плане отдельные предметы изображены условными знаками, на рисунке предметы имеют разную величину в зависимости от того, как далеко они находятся от наблюдателя. По рисунку нельзя точно измерить расстояния, а по плану можно. Переходя к аэрофотоснимкам, учитель поясняет, что с самолета, из космоса можно за короткое время снять большую территорию. На основе аэрофотоснимков делают планы и карты. Затем план местности сравнивают с аэрофотоснимком. Учащиеся убеждаются, что аэрофотоснимок изображает местность сверху, как и план, но по нему нельзя узнать ни пород деревьев, ни высоты местности, ни названий селений. Учащиеся делают вывод: план полнее изображает местность, чем рисунок и аэрофотоснимок.
- Ознакомление с приемами чтения условных знаков. Далее учащимся предлагается установить, что можно узнать по плану о местности. Школьники указывают, что по плану можно узнать расположение различных предметов, определить стороны горизонта, направления и расстояния. Все это полезно записать в тетради.
После этого учитель ставит перед классом цель — научиться читать план местности — и предлагает сначала познакомиться с условными знаками. Он поясняет, что различные местные предметы надо указывать по отношению к другим соседним предметам. Учитель предлагает классу вопросы по плану из атласа (с. 3): как называются населенные пункты на вашем плане? Где находится лес? Какие деревья в нем растут? Какая река протекает по деревне Поречье? Где расположены колодцы? Какая дорога соединяет селения Поречье и Ладогино?
В заключение беседы учитель делает вывод, что по условным знакам можно узнать, какие предметы расположены в той или иной местности, в каком направлении друг от друга, на каком расстоянии. Он подчеркивает, что хорошо читать план может лишь тот, кто твердо знает условные знаки местных предметов, и предлагает дома выучить несколько условных знаков, например моста, плотины, редкого леса, кустарника.
Как видно из содержания плана, уже с первого урока по теме можно начать обучение его чтению. На последующих уроках рассматриваются ориентирование на местности, понятие об азимуте, измерении и изображении расстояний и др., дается количественная характеристика предметов, изображенных условными знаками.
Использование топографического плана при изучении оболочек Земли. Наряду с физической картой полушарий и СССР для формирования общих географических понятий можно использовать, хотя и ограниченно, планы местности. При этом продолжается формирование приемов их чтения. На планах местности особенно подробно изображены элементы рельефа и поверхностнее воды. При использовании планов открываются возможности наглядно показать условные знаки природных объектов и
существенные признаки понятии, например отсутствие резких повышений и понижений на равнинах, высоту равнины над уровнем моря и др.
Можно также установить условия образования и развития природных объектов и явлений: расположение оврагов в понижениях рельефа, наиболее подверженных размывающему действию воды; образование крутых берегов реки и отложений песка на мелководных участках русла; соседство болота и озера как показатель зарастания водоема и т. д. Так, при изучении темы «Происхождение, использование и охрана подземных вод» учитель знакомит школьников с условными знаками родника, ключа и просит найти их на плане местности в приложении к учебнику. В конце урока для закрепления материала предлагаемся отыскать на плане местности родник в овраге, из которого вытекает ручей Змейка, и ответить на вопросы: в какой части оврага находится родник? Почему родник образовался в средней, части оврага?
На основе топографического плана могут быть предложены и решены различные познавательные задачи. Например, при закреплении понятия о причинах образования болот возможны следующие задания:
- Почему по обеим сторонам реки Белой расположено болото? (Атлас, с. 2).
- Как изменяется озеро Тихое? (Атлас, с. 3).
- Чем объяснить образование болот в вашей местности?
Решение подобных задач предполагает учет ряда факторов, отсутствующих на плане. Ряд заданий имеет проблемный характер и обеспечивает умственное развитие школьников. Немаловажно, что использование топографических планов расширяет область применения карт в целом в V классе, где в связи с первоначальным характером обучения географии роль карт в усвоении географических понятий несколько меньше, чем в последующих классах. Усвоение ряда приемов чтения планов местности, определение расстояний, абсолютных высот местности, крутизны форм поверхности и др. облегчают переход к использованию этих приемов на мелкомасштабных картах, обеспечивая нужную преемственность в работе. Поэтому ряд заданий может быть выполнен одновременно по картам с крупным и мелким масштабом. Так, по горизонталям мелкомасштабной карты, как и на плане местности, выясняют одни и те же особенности рельефа: формы поверхности, их высоту, крутизну склонов. Надо подчеркнуть необходимость связных описаний, например, рельефа равнины, реки с указанием направления и скорости течения, ширины, мостов и гидротехнических сооружений. Таким образом, существуют значительные возможности обучения приемам чтения плана местности как в разделе «Изображение Земли на глобусе и картах», так и в последующих разделах.
Использование топографической карты в VI—VII классах
Работа с топографической картой в курсе географии материков. В атласе VI класса имеется топографическая карта, на которой изображена, горная территория. Она позволяет продолжит начатую в V классе работу по описанию природных объектов и явлений, установлению пространственных и причинных связей на основе плана местности. Теперь анализ топографической карты можно связать с задачей изучения природно-территориального комплекса. С этой целью предлагаются задания по описанию отдельных компонентов природы и установлению связи между ними. Такая работа возможна на уроках по теме «Альпы и Карпаты с прилегающими равнинами» или при изучении Средиземноморья.
Учащимся предлагаются такие вопросы и задания:
- Найдите на топографической карте параллель и меридиан. Назовите их широту и долготу в градусах и минутах.
- Покажите на физической карте Евразии местность, изображенною на топографической карте.
- Найдите горные хребты на топографической карте.
- Какой хребет самый высокий? У какого хребта наиболее расчленены склоны? На каких склонах этого хребта выпадает больше осадков? Чем это объяснить? Как это сказывается на растительности?
- Где расположены населенные пункты? Чем объяснить их расположение?
- На какой высоте находится селение Литтау?
Содержание вопросов показывает особенности использований топографической карты в VI классе. Сначала шестиклассники ориентируются в градусной сетке карты. Затем нужно связать топографическую карту с мелкомасштабной физической и только после этого можно выяснять природные и другие особенности местности и ее компонентов, устанавливать связи между ними.
Чтение топографической карты в VII классе. Начатую ранее работу с топографической картой и планом продолжает курс физической географии СССР. Сведения о топографических картах входят в тему «Карты и работа с ними». Ее главная цель -завершить формирование системы картографических знаний. Эту цель следует дополнить еще одной — продолжить обучение приемам чтения топографических карт, формирование которых началось в V классе.
Эта связь приемов видна из таблицы 1.
Приемы чтения топографических планов и карт
Методика изучения темы «Карты и работа с ними» довольно полно описана в литературе, поэтому рассмотрим лишь принципиальные особенности методики, связанные с формированием приемов чтения топографической карты.
Первая из них — связь с ранее усвоенными картографическими понятиями и приемами чтения карт. Эта связь предполагает организацию повторения ранее изученного, опору на него при формировании новых картографических понятий.
Многие приемы, сложные по составу умственных и практических действий, в VII классе могут быть сформированы на уровне выполнения заданий по инструкции учителя,, по образцу. Опыт работы многих школ показывает, что тема «Карты и работа с ними» требует примерно на 2—3 урока больше, чем отведено программой. Учебник- содержит задания на определение географических и прямоугольных координат, высоты сечения рельефа, составление профиля по топографической карте, определение дирекционных углов, истинного и магнитного азимута. Но недостаток учебного времени не позволяет обеспечить повторяемость этих заданий, т. е. упражнения в применении формируемых приемов. Поэтому существенное значение приобретает разделение большого задания на ряд мелких. В. этом состоит вторая особенность методики изучения темы. Так, для определения географических координат предлагаются такие задания;
- Какие координаты называют географическими?
- На восточной рамке карты (атласа) найдите обозначение географической широты. В каком направлении ведется отсчет географической широты?
- На южной рамке карты найдите обозначение географической долготы. В каком направлении отсчитывают географическую долготу?
- Проведите параллель через определяемый объект, используя десятисекундные отрезки разграфки карты. Укажите географическую широту объекта.
- Проведите мысленно меридиан через определяемый объект, используя десятисекундные отрезки разграфки карты. Укажите географическую долготу объекта.
Прием определения географических координат по топографической карте примерно такой же, как и по мелкомасштабной географической. Однако здесь требуются более сложная аналитическая деятельность и обобщение приема.
По предлагаемой схеме можно определить, например, координаты горы Карьерной, Михалинской, колодца к югу от деревни Вороново и др. Так, географические координаты горы Карьерной составляют 54°42\’06» с. ш, и 18°06\’40» в. д.
Сложнее определение прямоугольных координат, хотя последовательность работы остается примерно той же.
Из приведенных примеров видны некоторые особенности работы учителя и учащихся: тесная и непосредственная связь теоретических знаний учащихся с их практическими действиями; упражнения сопровождаются пояснениями учащихся.
Эффективность такого подхода была проверена на материале обучения определению географических координат в V классе.
Еще одна особенность методики — систематизация топографических знаний и приемов. Большое количество новых и сложных картографических понятий и связанных с ними приемов чтения топографической карты нуждается в обобщении, что делает необходимым проведение повторительно-обобщающего урока. Он предоставляет также возможность упражнений в применении некоторых приемов, помогая их закреплению и совершенствованию.
Опишем методику этого урока. Топографические и мелкомасштабные географические карты имеют много общего в математической основе, построении, в условности изображения. Знания, усвоенные в теме «Карты и работа с ними», позволяют дать общую оценку топографических и географических карт и рассмотреть их с нескольких точек зрения. Обобщенные знания являются базой Для практических работ, опирающихся как на знание свойств и особенностей карт, так и на умения использовать различные приемы их чтения.
Исходя из этого выдвигаются следующие цели урока:
- повторить основные сведения о топографических и мелкомасштабных географических картах и выявить их общие особенности;
- показать возможности разносторонней оценки топографических и мелкомасштабных географических карт с точки зрения их познавательного содержания;
- на основе знания свойств карт закрепить общие приемы их чтения.
Соответственно целям в уроке выделяются три части.
I. Учитель указывает, что в разделе «Карты и работа с ними» ученики изучили две группы карт — топографические и мелкомасштабные географические. Они имеют ряд общих особенностей; В чем же они состоят? Учитель записывает «На классной доске форму таблицы, а учащиеся называют особенности Карт. Заполненная таблица имеет такой вид:
Таблица 2 Отличия топографических от мелкомасштабных карт
Заполнение таблицы требует немало времени. Можно проанализировать готовую таблицу, заранее записав ее на Доске и закрыв предварительно картой. Анализ готовой таблицы, однако, упрощает работу учащихся.
Затем учащимся предлагается назвать «способы изображения природных явлений на топографических и мелкомасштабных географических картах. Учащиеся называют эти способы: качественного фона, изолинии, линии движения — и приводят примеры карт, на которых использованы указанные способы. Из сказанного делается вывод: на топографических и мелкомасштабных географических картах используются одинаковые способы изображения природных явлений.
Далее учащиеся выполняют следующее задание: одной чертой подчеркивают крупномасштабные карты, двумя — мелкомасштабные.
1 : 25 000 1 : 1 000 000 1 (10 000 000 1:100 000 1:22 000 000
В конце этой части урока учащиеся называют общие особенности рассматриваемых карт и их отличия.
II. Учитель подчеркивает, что знание особенностей карт позволяет указать конкретные свойства каждой из них. С помощью составленной в начале урока таблицы учащиеся оценивают свойства физической карты Восточно-Европейской равнины в атласе на с. 20—21. Поскольку такие задания раньше не выполнялись, учитель для образца описывает аналогичную карту Западно-Сибирской равнины. Предварительно он указывает, что на мелкомасштабных картах Помещают масштаб обычно в правом нижнем углу, а на топографических —внизу, посередине.
Описание может быть таким: «Физическая карта Восточно-Европейской равнины —Это мелкомасштабная общегеографическая карта. Эта карта построена в равноугольной проекции, и меньше всего искажений на ней между параллелями 45 и 65°. Измерять расстояния и площади можно довольно точно почти по всей этой карте.. Рельеф на карте изображен с помощью окраски: Горизонтали проведены через 50 м (0 м, 50 м, 100 м, 150 м, 200 м, 500 м)».
После этой работы учащимся предлагается обобщающий вопрос: какие особенности карты нужно учитывать при ее чтении? На этот вопрос легко получить ответ, если предварительно учащиеся дадут определение понятия «карта».
III. В завершающей части урока учитель проводит повторение и закрепление приемов чтения карты, основанное на знании особенностей карт.
Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:
- Какие особенности топографических карт надо учитывать при описании местности?
- Почему на топографической карте почти нет искажении?
- Назовите виды условных знаков, применяемых на. топографических картах.
- Опишите по топографической карте рельеф квадратов. Описание выполняется устно, а при необходимости его можно выполнить в письменном виде по вариантам.
- Покажите на карте атласа километровые линии. Зачем они необходимы?
- Определите по топографической карте атласа географические координаты колодца к югу от деревни Вороново и прямоугольные координаты горы Голой.
- Какое склонение имеет местность, изображенная на топографической карте атласа? Чему оно равно?
В конце урока учащиеся делают вывод, объясняя значение различных типов карт для науки и хозяйственной деятельности человека. Учитель дополняет вывод, рассказывая о значении географических карт разного содержания и масштаба.