Настоящая методика является результатом исследовательской работы, в которой рассматриваются способы обучения приемам учебной работы в курсах физической географии.
В пособии изложены способы обучения приемам чтения карт — физической, тектонической и ряда специальных, приемам, использования текста учебника. Большое место занимает методика обучения самостоятельному установлению причинно-следственных связей, сравнению, обобщению.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение
- Глава I
- Общие особенности методики формирования приемов учебной работы по физической географии
- Роль приемов учебной работы в обучении физической географии
- Система приемов учебной работы в курсах физической географии
- Основные пути формирования приемов учебной работы
- Главные требования к системе самостоятельных работ по курсам физической географии
- Глава II
- Чтение топографических планов и карт
- Использование плана местности в V классе
- Использование топографической карты в VI—VII классах
- Глава III
- Обучение приемам чтения физических карт
- Описание географического положения территории
- Обучение приему описания географического положения в VI—VII классах
- Чтение рельефа по физической карте
- Глава IV
- Чтение тектонических и геологических карт
- Особенности чтения тектонических и геологических карт
- Основные приемы чтения тектонических и геологических карт
- Обучение приемам чтения тектонической карты
- Особенности чтения геологической карты
- Использование тектонической и геологической карт при изучении полезных ископаемых.
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
На новогодний утренник Юра попал впервые в жизни. Все ему понравилось. С изумлением смотрел он на крутящуюся огромную елку среди зала, всю в блестках, игрушках, гирляндах, в разноцветных огнях. Около елки суетился Дед Мороз — большой и добрый, он рассказывал смешные истории, пел, водил вокруг елки хороводы. Ему помогала Снегурочка. Белые «Снежинки» кружились в танце. Юра, поначалу оробевший, осмелел, подошел поближе к хороводу. Около него прыгали веселые лопоухие зайчики, пробежала мимо рыжая лиса. Вдруг Юра заметил, как из-за елки, переваливаясь с ноги на ногу, растопырив лапы, вышел большой коричневый медведь — «совсем взаправдошний». Медведь направился прямо к Юре. Вот он уже совсем близко, вот уже поднял над Юрой лапы, намереваясь схватить. Юра заметил острые страшные когти. Мальчик пронзительно закричал, бросился к первой попавшейся двери. Дверь оказалась запертой. Тогда он повис на ручке, упал, бился головой об пол…
С тех пор Юра резко изменился: стал капризным, нетерпеливым, ломал игрушки, нападал с кулаками на мать, боялся кошек, собак — всего пушистого, однажды устроил истерику в магазине, когда мать хотела купить ему пальто с пушистым воротником. Ребенок стал бояться даже игрушечного Мишку…
Почемучка
Очень уж был любопытен Володя Матросов. До всего ему было дело.
Почему дым идет вверх?
Почему у курицы две ноги, а у кошки четыре?
Почему у Коли есть сестренка, а у нас никого нет? С утра до вечера «почему», «почему», «почему». Никому
не давал Вовка покоя. Однажды бабушка пригрозила ему:
Если ты сейчас же не замолчишь, позову бабу-ягу, она тебя в лес утащит.
А я убегу!
Не убежишь, она тебя заколдует, у тебя ноги отнимутся…
В это время позвонили.
— Вот видишь, — сказала бабушка и пошла открывать дверь.
В комнату вошла почтальонша, старая женщина, седая, вся в морщинах. Вова сразу понял: баба-яга. Он с ужасом заметил, что баба-яга смотрит в его сторону. «Не хочу в лес!» — хотел закричать мальчик, но голос у него пропал. Он хотел убежать в другую комнату, спрятаться за комод и вдруг понял: ноги не действуют, «отнялись». Мальчик застыл в одной позе.
В палату Вову принесли на носилках, он не мог ни ходить, ни говорить, отказывался от еды, лежал все время с закрытыми глазами. Позднее выяснилось: не открывал глаза, потому что боялся снова увидеть бабу-ягу, которая «утащит в лес»’…
«Папа-пьяница»
— Что у тебя болит, Марина?
У меня папа «пьяница»,— с детской непосредственностью отвечает девочка.
Пьет у нас отец, ох, как пьет! — со вздохом подтверждает мать.
Завязывается обычная беседа, во время которой врач, как говорится в медицинском обиходе, собирает анамнестические данные. Постепенно начинает вырисовываться картина происшедшего.
…Отец пришел домой в двенадцатом часу мочи, пьяный, еле держался на ногах. Марина уже спала.
Опять наклевался, — не выдержала жена.
А ты замолчи…
Екатерина Андреевна отлично знала, что бесполезно с ним, с пьяным разговаривать, и все-таки не выдержала, сказала что-то обидное. Муж рассвирепел, схватил со стола тарелку, замахнулся. От криков, от звона падающей посуды девочка неожиданно проснулась. Лицо ее исказил испуг, она бросилась к родителям, схватила отца за ноги:
— Не бей маму!
Марина громко кричала, била отца бессильными маленькими кулачками, наконец, вцепилась зубами в его руку. Всю ночь девочка не спала, мелко дрожала, плакала..;
После этой ночи Марина стала раздражительной, капризной, боялась оставаться одна, никуда не отпускала от себя мать, при появлении отца кричала, громко рыдала, дрожала. У Марины расстроился сон: она подолгу не могла заснуть, спала беспокойно, металась, плакала во сне…
«Продайте Вовку обратно…»
У Бори родился брат. Произошло все совершенно неожиданно. Приехали на «Скорой помощи» тети в белых халатах — увезли маму. Боря решил, что мама заболела, но папа успокоил его: мол, ничего с мамой «е случилось .и скоро Боря сам все узнает. А на следующий день папа пришел веселый, смеялся, шутил, хлопал Борю по плечу:
— Мы тебе брата купили!
— Не надо мне брата, — попытался захныкать Боря, но пала его перебил:
— Перестань! Радоваться надо, а ты…
…Когда приехала мама с братом, к ним в квартиру стали заходить соседи, все поздравляли маму, рассматривали младенца, умилялись, всплескивали руками:
— Ах, какой прелестный малыш!
А на Борю даже внимания никто не обращал, словно его и не было. Папа сказал ему:
— Ты теперь у нас взрослый.
Вовка, так назвали брата, кричал ночами, ревел, не давал никому спать и все ему «с рук сходило». А стоило Боре вечером громко что-нибудь сказать, как па пего шикали:
— Тише! Вовика разбудишь…
Однажды Боря попросил маму купить конфет, мама обиделась, закричала на него:
— Ты что не видишь: Вовка болеет. Без конфет не проживешь?
Боря ушел в свою комнату и заплакал. Тяжело ему было— жить не хотелось. Вот умереть бы… И он представил себя мертвым. Мама с папой плачут. Мама говорит: «Он у меня конфет попросил, а я ему не купила», а папа ей говорит: «Это Вовка во всем виноват. Давай продадим его обратно».
Боря знал: чтобы умереть, нужно не есть. И он решил— не есть. Ничего! Когда его позвали к обеду, он отказался наотрез:
— Не хочу и все!…
— Ах, не хочешь!—рассердилась мама, подбежала, шлепнула его, — куражиться вздумал…
Этого Боря уже не мог вынести. С плачем упал он на пол, стал биться головой, стучал руками и ногами. Из его рыданий, нечленораздельных выкриков, громких всхлипываний можно было разобрать лишь отдельные фразы:
— Не надо мне брата… Продайте его обратно… Я выколю ему глазки…
Чем больше мама с папой успокаивали сына, тем громче он кричал, тем сильнее бился ногами и головой об пол. Успокоился Боря сам, когда обессилел… Назавтра припадок повторился, повторился он и на следующий день.