Важное условие успешного чтения карты — твердое знание климатообразующих факторов, определяющих как климат в целом, так и его элементы. Однако знания факторов еще недостаточно для успешного объяснения особенностей климата. Нужно уметь соотносить их между собой. Выяснение условий формирования климата довольно сложно, так как количество факторов значительно, а вызываемые ими климатические изменения разнообразны. В целом чтение климатической карты связано с выявлением сложных зависимостей.
Общая методика нахождения причинно-следственных связей описана ниже. Здесь мы рассмотрим ее некоторые особенности, связанные с чтением климатической карты.
В начальном курсе физической географии учащиеся усваивают ряд причин, от которых зависит климат. Повторение обеспечивает их твердое знание.
В VI классе работа с климатообразующими факторами становится более сложной и развернутой. Здесь уже недостаточно перечислить причины, определяющие климат, Учащиеся должны знать о преимущественном влиянии одних факторов на распространение и характер температур, других на количество осадков и их режим в течение года.
Формировать знания о воздействии климатообразующих факторов на различные элементы климата помогают вопросы как общего характера (от каких причин зависит климат? Какие причины влияют на климат нашей местности?), так и более конкретные. К числу последних относятся, например, такие:
- От каких причин зависит распределений тепла на земной поверхности?
- Чем объяснить неодинаковое количество осадков в разных частях Африки?
- Как воздушные массы влияют на количество осадков? И т. д.
В VII классе учащиеся усваивают, например, что радиационные факторы климата в основном определяют распределение тепла на территории нашей страны, что неравномерность осадков прежде всего зависит от циркуляции атмосферы и составляющих ее элементов и процессов — воздушных масс, их трансформации, направления движения ветров и др. Рельеф — его высота и направление горных хребтов — также влияет на распределение тепла и осадков.
Главный путь понимания и нахождения причин — не повторение изложенного учителем, а самостоятельная работа учащихся. Школьники должны знать: анализ элементов, климата позволяет выявить, в каком направлении они изменяются. Далее нужно объяснить, чем вызваны эти изменения.
Объяснение учитель подкрепляет тренировочными упражнениями, предлагающими объяснить ход температур, изменение годового количества осадков, их режима, и т. д. Выполняя задания, учащиеся практически выявляют воздействие горных систем и других факторов на распределение температур и осадков. Так, установить, почему в некоторых местах материков изотермы имеют замкнутый характер или повторяют очертания береговой линии, позволяют следующие вопросы и задания:
- Почему в некоторых местах Африки изотермы имеют замкнутый характер?
- О чем свидетельствуют замкнутые изотермы июля на востоке и юго-востоке Австралии?
- Объясните направление изотерм на западе Южной Америки, где они идут вдоль побережья Тихого океана.
Задача связи элементов климата и климатообразующих факторов сложна и для студентов. Поэтому в школьных условиях можно ограничиться выявлением тех факторов, которые в наибольшей степени определяют климат.
Так, понижение зимних температур к востоку нашей страны вызвано несколькими причинами:
- удалением от Атлантического океана;
- особенностями рельефа;
- воздействием воздушных масс;
- образованием на востоке СССР зимнего центра действия атмосферы — Сибирского антициклона. Все же главная причина понижения температуры к востоку — ослабление воздействия Атлантического океана и связанных с ним морских умеренных воздушных масс по мере их продвижения на восток. Они достаточны для объяснения главной закономерности изменения зимних температур на территории Советского Союза.
И здесь нужны специальные упражнения, позволяющие из ряда факторов выбрать самые главные. Так, можно предложить выяснить, какова главная причина изменения зимних температур с запада на восток в нашей стране, почему в этом же направлении уменьшается годовое количество осадков. В качестве тренировочных можно использовать тестовые задания, например:
Почему средние температуры июля в нашей стране увеличиваются с севера на юг? Главную причину обозначьте буквой и цифрой 1, менее главную — буквой и цифрой 2 и т. д.
- изотермы изменяются с севера на юг;
- сказывается шарообразность Земли;
- меньше влияет Северный Ледовитый океан;
- увеличивается солнечная радиация;
- сменяются климатические пояса;
- изменяется угол падения солнечных лучей.
Учитель до урока записывает задание на классной доске, а учащиеся, отвечают письменно в тетради.
Важно не только правильно отобрать главные климатообразующие факторы, но и добиться усвоения их постоянного и, следовательно, закономерного действия. Если школьники будут знать, что главные причины изменения летних температур в северном полушарии—географическая широта и связанная с ней солнечная радиация, то это поможет объяснить ход июльских изотерм во многих других случаях. В этом состоит большое прогностическое значение знаний о климатообразующих факторах, если они изучаются в тесной связи с соответствующими элементами климата.
Проверить знание климатообразующих факторов и умение применить их можно с помощью заданий, содержанием которых является объяснение климатических элементов соответствующими причинами. Особенно целесообразны задания на новом материале или измененном по сравнению с изучавшимся ранее. Для примера укажем такие задания:
- Почему в нашей местности зимой пасмурных дней больше, чем летом?
- Когда на климат нашей местности сильнее влияет Атлантический океан — зимой или летом? Подтвердите свой вывод данными климатической карты.
- Почему в горах Средней. Азии выпадает больше осадков, чем на соседних равнинах?
- Как влияют горы на распределение температур и осадков в нашей стране? Подтвердите свой вывод данными карты.