Во время учебы в школе или университете особую роль играет преднамеренное или произвольное запоминание. Роль его в нашей жизни огромна. Тысячи необходимейших вещей не запоминаются сами собой, поэтому их приходится заучивать усилием воли. Произвольное запоминание требует внимания, усидчивости, умения организовать свою работу.
Но вот мы уже окончили учебу и расстались с произвольным запоминанием. Остается одно непроизвольное запоминание. Мы уже знаем, что запоминается лучше всего то, что производит на нас сильное впечатление. Но этим закономерности запоминания не исчерпываются.
Однажды во время войны психолог А. А. Смирнов проделал эксперимент над своими коллегами. Собрав их в своем кабинете, он предложил каждому рассказать, что произошло с ними по дороге на работу.
Что же запомнилось людям, не заботившимся о том, чтобы запомнить? Только то, что мешало или что помогало решать главную задачу, а задача была одна — не опоздать на работу. Выйди все они пораньше, у них не возникла бы установка — не опоздать, и они, возможно, вспомнили бы что-нибудь позначительнее.
Харьковский психолог П. И. Зинченко предложил нескольким испытуемым 15 картинок. На каждой было крупно написано число. Испытуемые должны были разбить картинки на группы по общему признаку: примус с кастрюлей, яблоко с грушей и так далее. Когда все было готово, Зинченко неожиданно спросил, какие были нарисованы предметы на картинках и какие числа написаны. Предметы вспомнил каждый, а цифры почти не вспомнили. Более того, многие их даже не заметили.
Но, может быть, предметы вообще запоминаются лучше цифр? Нет, и это проверили в специальных опытах. Лучше всего запоминаются не числа или картинки, а то, что служит объектом деятельности. И не просто объектом, а объектом, входящим в цель деятельности.
Смирнов провел опыты, в которых люди оперировали готовыми фразами, устанавливая, по какому правилу они составлены, и с фразами, которые требовалось придумать по заданному правилу. Придуманные фразы вспоминались в три раза лучше готовых.
Понимание — первое условие запоминания — приходит только в процессе размышления, в процессе активного действия.
О памяти лучше всего судить по воспроизведению. Если вы утверждаете, что запомнили что-то, это означает — вы способны воспроизвести, вспомнить это.
Лучше всего мы помним то, что связано с нашей деятельностью, — с тем, что представляет для нас интерес, на что мы постоянно направляем внимание, о чем думаем больше всего.
У нас с вами нет феноменальной зрительной или слуховой памяти. Наша механическая память тоже слаба. Мы в меру запоминаем и в меру забываем. Но у нас с вами ясный и живой ум, мы впечатлительны и к некоторым вещам способны относиться с вниманием. Будем развивать свои способности, упражнять внимание и ум, сосредоточивая все помыслы вокруг избранного поприща. Все недостатки механической памяти будут уравновешены деятельностью нашего ума и наших чувств.
«Тайна хорошей памяти заключается в искусстве образовывать многочисленные и разнородные связи со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти… — говорил известный психолог Джеймс. — Из двух людей с одним и тем же опытом и одинаковой природной восприимчивостью у того окажется лучшая память, кто упорно размышляет над своими впечатлениями».
Тайна хорошей памяти в наших руках.
Стоп!
Запишите затраченное время: _мин._сек.
Сравните это время с НОРМАТИВНЫМ временем чтения большого текста. Сделайте выводы.
Оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ содержания текста. В своей тетради напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения.
Написали?
Больше не можете вспомнить?
Теперь перейдите к оценке ПРИПОМИНАНИЯ. Не заглядывая в текст, не внося в написанный Вами список мыслей изменения и дополнения, ответьте на вопросы:
- Почему роль преднамеренного или произвольного запоминания в нашей жизни огромна?
- Что требует произвольное запоминание?
- Что запоминается лучше всего?
- О чем просил рассказать своих коллег психолог Смирнов, проводя опыт?
- Почему спешащие на работу люди не могли вспомнить многого?
- Что смогли вспомнить спешащие на работу люди?
- В чем суть опыта с картинками харьковского психолога Зинченко?
- Что смогли вспомнить испытуемые, а что нет?
- В опыте с фразами какие из них вспомнились лучше?
- Во сколько раз лучше вспомнились придуманные испытуемыми фразы?
- Что является первым условием запоминания?
- В каком случае приходит понимание?
- По какому процессу лучше всего судить о памяти?
- Какую информацию мы помним лучше всего?
- Если у человека нет феноменальной зрительной и слуховой памяти, а механическая память слаба, за счет чего можно улучшить память?
- В чем заключается тайна хорошей памяти?
- У кого из двух людей с одним и тем же опытом и одинаковой природной восприимчивостью окажется лучшая память?
Теперь приступайте к проверке выполненных работ с большим текстом.
Вначале оцените, как Вы умеете воспроизводить содержание больших текстов. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами мыслей с мыслями приведенного ниже образцового списка мыслей. По результатам сравнения проставьте себе проценты по следующему принципу:
- — ставьте за свою мысль 4%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка (т. е. в Ваших мыслях есть все значимые слова, которые в образцовых мыслях выделены полужирпым, или есть их синонимы);
- — если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью, ставьте себе 2%.
Примечание. Если Ваша мысль содержит 2 мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту комплексную мысль ставьте себе 4% + 4% = 8%.