Дидактическими средствами являются предметы, которые, предоставляя учащимся сенсомоторные стимулы, воздействующие на их зрение, слух, осязание и т. д., облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности. Слово «предмет» в приведенном определении относится как к предметам реальной действительности, так и к их модельным, образным, словесным или символическим заменителям.
Понимаемые таким образом дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции:
- служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности (познавательная функция);
- являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);
- представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция) [см: Zborowski J., Czosnowska А.].
Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Так, например, в процессе ознакомления учащихся с новым материалом познавательная функция выступает наряду с дидактической и формирующей функциями. Аналогичным образом формирующая функция связывается как с познавательной, так и с дидактической функцией, так как, чтобы развивать у учащихся, например, прочность запоминания или умение самостоятельно мыслить (формирующая функция), мы должны сначала создать для этого соответствующие условия, т. е. определить предмет, с которым будут связаны действия по запоминанию, действия по решению проблем и т. п. (дидактическая функция). Следовательно, представленное выше деление функций дидактических средств является не разделительным, т. е. таким, компоненты которого исключали бы друг друга, а скорее ориентирующим, определяющим основные тенденции и доминирующие моменты.
Расширяющий блок
Западногерманские специалисты в области аудиовизуальных дидактических средств Р. Фуш и К. Кроль приписывают этим средствам следующие функции: мотивационную, информационную (точнее, они служат для передачи информации, Jnformationsvermittlungsfunktion) функцию, управления процессом обучения, и оптимизационную, которая делает возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени. Функции эти чаще всего выступают вместе, образуя структуры, состоящие из двух, трех и даже четырех слагаемых, причем одно из слагаемых (как правило, это информационная функция) тогда выполняет роль доминирующего.
Дидактические средства включают как учебные пособия (предметы, которыми пользуется учитель для более эффективной реализации целей и задач образования), так и индивидуальные средства учащихся (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). Учебные пособия, служащие прежде всего для осуществления принципа наглядности обучения, являются орудиями деятельности учителя. Учебники, тетради и другие предметы, входящие в состав индивидуального оснащения учащихся, относятся к средствам их труда. В число дидактических средств включаются также спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки и т. п., с чем связана работа и учителей, и учащихся.
«предметы, которые, предоставляя учащимся сенсомоторные стимулы, воздействующие на их зрение, слух, осязание и т. д., облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности.» — Хм! Ладонь «педагога» входящее в соприкосновение с затылком обучающегося, прекрасно подходит под сие определение. Как там было то: «Розга ум вострит …» и что-то еще в пользу обучения делает, например, облегчает «посредственное и косвенное познание действительности». И еще одно небольшое замечание: Кто бы там чего не говорил, но вообще задача школы так таки не «действительность» познавать, а усваивать содержание образования. или, более конкретно, учебный материал. Разве нет?