X

8. ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Таким образом, намечаются пять методов обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный.
  2. Репродуктивный.
  3. Проблемное изложение.
  4. Частично-поисковый, или эвристический.
  5. Исследовательский.

Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при усвоении различных видов содержания, и характером деятельности учителя, организующего эту разнообразную деятельность учеников.

Такой принцип деления методов обучения принят потому, что учение — это, прежде всего, познавательная деятельность, имеющая место и тогда, когда ученик выполняет практическую, трудовую, моторную деятельность. Все его действия проходят через сознание и обусловливают познавательную деятельность.

Перечисленные методы могут быть разделены на две группы:

  1. репродуктивную (1-й и 2-й метод), при которой ученик усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности;
  2. продуктивные (4-й и 5-й), отличающиеся тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение относится к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Необходимо, однако, иметь в виду, что различение отдельных методов, важное для понимания и организации различных видов познавательной деятельности, не означает, что в реальном процессе обучения эти методы отделены друг от друга. Напротив, методы обучения реализуются в сочетании и параллельно друг другу. Более того, само деление методов на продуктивные и репродуктивные достаточно относительно. Ведь любой акт творческой деятельности невозможен без репродуктивной. Решая любую проблему, человек актуализует и мысленно воспроизводит уже известные ему знания. Вместе с тем и акт воспроизведения знаний при изменении его цели содержит элемент творчества в области построения логики изложения. Но если не учесть особенностей видов познавательной деятельности, можно построить учебный процесс таким образом, что он будет ограничен воспроизводящей деятельностью учащихся. К сожалению, часто так и бывает.

Выделенные и охарактеризованные методы позволяют оценить ход урока, всей логики учебного процесса с точки зрения охвата ими всех видов деятельности.

Так, если учитель произвел опрос по прежде изученным материалам, рассказал новый, дал упражнения, а затем предъявил творческую задачу, то тем самым он последовательно применил методы 2—1—2—5. Если он поставил проблему и провел по ней эвристическую беседу, показал кинокартину, а затем по ней дал творческую работу, то он применил методы 4—1—5 и т. д. Методы могут меняться в течение урока часто и чередоваться по нескольку раз — все зависит от содержания темы, целей ее изучения, уровня развития и подготовленности учащихся.

В педагогической науке и практике существует понятие приема как части метода. Прием обучения — это элементарное действие учителя, вызывающее ответную реакцию ученика, достигающую цель этого действия. Элементарным же действие является в том случае, если оно может быть осуществлено сразу без его разложения на элементы. Поэтому в каждом классе элементарность приема может быть различной.

Мы рассмотрели общедидактические методы обучения, т. е. такие, которые охватывают все без исключения акты обучающего взаимодействия учителя и учащихся, и именно эти акты разделены по методам. Вместе с тем могут быть методы обучения отдельным учебным предметам, методы достижения частных дидактических целей. Они не выходят за рамки указанных методов, все они без исключения вписываются в них, но могут иметь свои обозначения, соответствующие конкретной цели. Например, обучение чтению методом отдельных слогов или методом целых слов, обучение арифметике методом параллельных и контрастных действий (сложение и вычитание, умножение и деление), комментированное чтение — это все детализация общедидактических методов применительно к частным целям отдельных учебных предметов, предполагающих необходимость осознания того общедидактического метода, к которому они относятся в зависимости от способа их осуществления. Точно так же, когда речь идет о методах проверки успешности обучения, то какие бы способы ни применялись, все они прежде всего являются способами обучения, ибо проверка знаний тоже обучает. И все эти способы вписываются в указанные методы обучения. Опрос — это репродуцирование знаний и умений. Способы закрепления знаний (повторение, обобщение, их систематизация) точно так же воплощают репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский методы.

Теперь ясно, какое место в изложенной системе методов занимают традиционные методы обучения. Они выступают, в большинстве своем, в качестве средств, иногда приемов, с помощью которых учитель осуществляет тот или иной метод. Ведь книгу можно использовать для объяснительно-иллюстративного метода, но можно и для репродуктивного и для исследовательского. Иллюстрация может служить средством реализации всех методов. То же относится и к устному слову, письменным и графическим работам. Лабораторные работы можно проводить репродуктивным методом, частично-поисковым (когда дается неполная инструкция), исследовательским.

Иными словами, все эти средства не обозначают сами по себе способа их использования и могут быть применены в рамках разных методов обучения. Но, естественно, учитель должен быть хорошо знаком со всеми этими средствами, подробно описанными во всех учебниках педагогики и в методических пособиях.

В разделе о содержании образования вы познакомились с воспитательной ролью содержания. Но воспитательные функции выполняют и методы обучения. Они воспитывают своими элементами и в целостном виде. Так, воспитывает качество деятельности учителя, эстетический облик средств, появление цели у ученика, напряженность деятельности его, умение пользоваться учебными средствами, результативность работы.

В то же время каждый метод как целостное явление способен воспитывать положительно или отрицательно в зависимости от степени однообразия его форм, от его роли в развертывании разносторонних сил ученика.

Огромную роль играет характер мотивов учения, возбуждаемых методами. Одно дело, если они будят честолюбие, другое—если он-и вызывают интерес к познанию, процессу его, к самостоятельному осуществлению поиска. В этом отношении методы влияют различно. Первый и третий методы преимущественно рождают любознательность, второй — стремление к усвоению, приобретению навыка и умения, к получению конечного результата, последние два — потребность к познанию нового собственными силами и к процессу поиска.

Методы воспитывают эстетически совершенством их применения, эстетичностью средств, красотой способа решения проблемы и т. д.

Они воспитывают нравственно, приучая к точности аргументов, добросовестности фиксации фактов, честности отношения к своей точке зрения и мнению товарищей.

Вместе с тем нельзя отрывать воспитательную роль методов от того содержания, усвоению которого она служит. Содержание, идейно-политически, нравственно и эстетически насыщенное, является определяющей силой в воспитательной роли методов.

admin:
Related Post