Цели, преследуемые при получении общего образования, также определяют деятельность различных профессиональных учебных заведений, потому что и они обязаны дать ученикам систематизированные знания о действительности, сформировать у них основы научного мировоззрения, приучить к самообразованию и развивать их способности и интересы. Однако в профессиональной школе эти цели достигаются в ходе изучения другой совокупности учебных предметов по сравнению со школой общеобразовательной. Такое положение является следствием того, что учащиеся профессиональных учебных заведений, продолжая получать общее образование, в ходе учебы должны приобрести и квалификацию, необходимую для определенной профессиональной деятельности.
Такая задача решается с помощью профессиональной подготовки, главная цель которой состоит в том, чтобы обеспечить молодежь основными профессиональными знаниями и умениями, относящимися к целой группе родственных профессий, а также специальными знаниями и умениями, необходимыми для выполнения определенной, конкретной профессии [см.: Nowacki Т. 1971. S. 51 и далее] .
Цели профессионального образования связаны с развитием у учащихся интереса к своей профессии, приучением их к постоянной работе над повышением своей квалификации. В эпоху ускоренного развития науки и техники, а также необычайно быстрых перемен в области методов и средств производства эта задача особенно важна; от того, насколько полно она будет реализована, в немалой степени зависят и судьбы технического прогресса.
Расширяющий блок
Воспитание, как и обучение, нужно понимать не как завершенную деятельность, а как процесс, который постепенно приводит к полному развитию человека. Цель воспитания, следовательно, состоит в стимулировании процесса развития, в придании ему определенной направленности, именно поэтому мы и говорим об этой цели как о приобщении воспитанника к самообразовательной деятельности, к самовоспитанию, которая будет возможной уже без помощи и контроля со стороны воспитателя. В процессе такого воспитания очень важную роль играет самовоспитание [см.: Sosnicki К. 1964. S. 97].