В последние годы в педагогической печати оживленно обсуждается направление, которое получило название проблемного обучения. Сущность его в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.
Сама идея проблемного обучения в педагогической теории не нова и в несистематической форме встречалась и встречается в практике обучения нередко. Но все дело в том, что применение, даже частое, в учебном процессе метода постановки проблем учителем не может обеспечить выполнение проблемным обучением его функций.
Чем вызвано столь заметное усиление внимания к проблемному обучению? Оно обусловлено двумя основными причинами. Первая из них состоит в том, что социалистическое общество по своей природе стремится к всестороннему развитию своих граждан, к развитию творческих способностей каждого. Ведь само строительство социалистического и коммунистического общества есть созидательный и творческий процесс, в котором должны принимать участие все члены общества. Поэтому все они должны быть способны к творческой деятельности на любом участке, в любой сфере труда. В. И. Ленин писал, что социализм есть дело всех: «…Только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни» Социализм не может ввести меньшинство, «его могут ввести десятки миллионов, когда они научатся это делать сами». Известны высказывания В. И. Ленина о том, что коммунистические идеи не должны быть чем-то таким, что заучено, а тем, что самими продумано, «выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования». Ленин настаивал на том, что нельзя удовлетворяться усвоением «готовых выводов, не производя серьезнейшей, труднейшей работы, не разобравшись в фактах», к которым необходимо отнестись критически.
Коммунистическая партия постоянно требует, чтобы школа учила думать. В своем выступлении на Всесоюзном съезде учителей Л. И. Брежнев сказал: «Когда вы преподаете детям математику или историю, физику или обществоведение, любую другую пауку, вы не только сообщаете им необходимые в жизни знания, но вместе с тем учите их трудиться, преодолевать препятствия, критически Относится к себе ,ставить перед собой большие цели. И главное, вы учите. их самостоятельно думать. Так и только так получается сплав знаний и убеждений. Так и только так можно добиться, чтобы молодежь воспринимала наши великие идеи не как зазубренный урок, а как систему собственных взглядов и воззрений».
Речь идет о том, чтобы учить думать творчески.
В докладе Л. И. Брежнева, посвященном 100-летнему юбилею со дня рождения В. И. Ленина, эта мысль выражена предельно четко: «Задача состоит в том, чтобы научить молодых людей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе». Творческое мышление и проявляется при решении проблем.
Другая причина актуальности проблемного обучения состоит в том, что ускорение темпов общественного развития в современную эпоху, в том числе научно-техническая революция привели к неудовлетворенности прежними методами обучения, при которых учитель разными способами сообщал информацию, показывал способы деятельности, а учащиеся информацию воспринимали, а затем воспроизводили ее и способы деятельности по тому образцу, который они видели или слышали. Этих методов достаточно для научения в школьные годы знаниям, навыкам и умениям, которых в эпохи относительно медленного развития общества хватало на всю жизнь.
В современную эпоху быстрого накопления знаний и быстрого устаревания части их, в эпоху частых изменений на производстве, во всей окружающей жизни недостаточно полученных в школе или вузе знаний, для того чтобы всю жизнь полноценно выполнять свои деловые и гражданские функции. Каждому необходимо заниматься самообразованием, т. е. приобретать новые знания по мере их появления в сфере его деятельности и для расширения общего кругозора. Но и этого мало. Для того чтобы со знанием дела уметь разбираться в изменчивой окружающей жизни, надо научиться решать возникающие проблемы, применяя для этого уже имеющиеся знания и умения. Прежние методы не обеспечивали и не могли обеспечить развитие тех психических свойств, тех черт творческой деятельности, без которых решение новых проблем невозможно. Этой цели служит проблемное обучение, призванное создать простор для развития творческого мышления у всех обучающихся.
Советская педагогика исходит из того, что все психически здоровые дети обладают от природы определенными задатками к творчеству в тех или иных сферах деятельности. Необходимо только создать условия для развития этих задатков. Именно массовое воспитание творческих потенций обеспечит повышение производительности труда, развитие науки, творческое преобразование всей действительности. В этих условиях подлинные таланты сами будут выявляться и в гораздо большей мере, чем это имеет место без целенаправленного воспитания.
И одним из важнейших средств массового воспитания творческих возможностей молодого поколения является проблемное обучение, осуществляемое в научно обоснованной системе.
Проблема и проблемная ситуация. Что же представляет собой проблема? Проблемой называется задание, способ выполнения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения. Иначе говоря, это вопрос, ответ на который неизвестен ученику, но он может приступить к его поиску.
Таким образом, в проблеме есть объективный момент— исходные данные, позволяющие ее решить, найти искомое. В ней есть и субъективный момент — ученик должен быть готов принять проблему к решению. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемой. Не является проблемой и такой вопрос, ответ на который ученику неизвестен, и у него нет средств для поиска решения.
Представим себе, что учитель дал первоклассникам задание найти действия в примере 5, 2, 4 = 6. Для них это проблема, и, подумав, они укажут на знаки умножения и вычитания вместо запятых между числами. Но следующий пример такого же типа (4, 2, 6 = 8) уже не будет для многих проблемой, поскольку на первом примере они поняли принцип действия. Если же учитель рискнул попросить первоклассников найти нечто общее в числах 63, 56, 84, то это задание для них проблемой не станет из-за полной его недоступности. Оно может оказаться проблемой для учащихся IV класса. Но и для них не будет проблемой найти общий делитель в числах 276276, 591591, 112112 без разложения на множители. Это проблема для учащихся последующих классов.
В психологии и дидактике наряду с понятием проблема существует еще понятие проблемная ситуация. Это ситуация, вызывающая у учащихся осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать. Но не всякая проблемная ситуация становится проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию. Нередко встречаются в практике обучения вопросы учителя, понятные по содержанию, создающие затруднения, но поиск ответа на которые учащимся недоступен. Тем самым создается проблемная ситуация, но не переходящая в проблему.