В школьных курсах физической географии изучают различные причинные зависимости. Чаще всего их группируют по географическому содержанию. Так, В. А. Коринская предлагает следующую классификацию:
Состав физико-географических связей (по В. А. Коринской).
Такая классификация отражает один из важнейших научных подходов к изучению природных объектов и явлений — генетический. В то же время этот подход в географической науке сочетается со структурным, который требует выяснить не только состав изучаемых объектов и явлений, но и систему их соподчинения.
На этой основе можно выделить:
- связи, относящиеся к одному компоненту природного комплекса (в V классе—внутри оболочек Земли). Так, в разделе «Литосфера и рельеф» горячие источники И гейзеры соотнесены с районами вулканизма. Землетрясения, вулканические процессы и горообразование — с подвижными участками земной коры. В VI—VII классах рассматриваются разнообразные связи внутри климата и растительности, связи полезных ископаемых и горных пород и т. д.;
- связи между двумя компонентами природного комплекса (или оболочками Земли), например между рельефом и климатом, климатом и внутренними водами, почвами и растительностью. Такие связи в курсах физической географии преобладают, он,и имеют разносторонний характер;
- взаимосвязи в природном комплексе, в том числе в географической оболочке Земли. Они особенно сложны. При описании рек, например, устанавливают связи с такими чертами рельефа, как равнинность, высота, направление уклона, слагающие поверхность горные породы, отмечают воздействие текучих вод на изменение равнины, горной системы. В природном комплексе каждый компонент испытывает воздействие ряда других;
- связи между природой и хозяйственной деятельностью человека, условиями его жизни и быта. Они также сложны и многообразны.
Структурная группировка основана на принципе системности, который, как подчеркивает советский психолог Ю. А. Самарин, является существенным компонентом понимания и усвоения знаний и, следовательно, их составной части — причинных связей. Связаны между собой не только основные понятия курсов физической географии — компонент природы, ПТК, географическая оболочка, но и причинные зависимости, входящие в состав этих понятий.