В настоящее время почти установилось мнение, согласно которому программированные тексты делятся на линейные, разветвленные и смешанные. В такой последовательности мы и будем их рассматривать. Помещенный ниже текст поделен на небольшие части, или шаги, которые мы называем рамками. При изучении этого текста — аналогично тому, как это делалось в предыдущих главах учебника, где уже были представлены фрагменты линейных и разветвленных программ, — следует поочередно переходить от одной рамки к другой, открывая ответы, помещенные на полях каждой рамки только после заполнения пробелов в тексте рамки. После этого следует проверить, правильные ли ответы вписаны в места пропусков. Если ответы правильны, то можно переходить к изучению следующей рамки. Ошибочные же ответы следует сразу зачеркнуть и на их место вписать правильные.
2. Первый из названных … программированного обучения (перечитайте их заново в рамке 1) требует от автора программированного текста тщательного анализа учебного материала, а также деления этого материала на (какие?) … шаги, тесно связанные между собой с содержательной и логической точек зрения |
принципов небольшие |
3. Второй принцип … обучения, принцип … учащихся, изучающих любой программированный текст, преследует цель привить каждому из них умение глубоко анализировать содержание отдельных шагов (частей) программы (программированного текста) |
программированного; активизации деятельности |
4. Главной задачей третьего … программированного обучения, принципа немедленной … каждого ответа учащегося, является:
|
принципа оценки |
5. Если учащийся не дает правильного ответа на вопрос, помещенный в данной рамке, либо впишет неверное слово или слова на место пробела (пробелов) в тексте, то он (переходит, не переходит) к следующей рамке программы |
не переходит |
6. Необходимым условием перехода учащегося к изучению следующей рамки программы является формулировка (какого?) … ответа на вопрос (вопросы), помещенные в предыдущей рамке, или написание соответствующих слов вместо имеющихся пробелов |
правильного (или эквивалентного) |
7. Благодаря четвертому принципу программированного обучения, принципу индивидуализации … и содержания обучения, каждый учащийся (может, не может) учиться в оптимальном для него темпе, а также изучать материал, соответствующий по трудности уровню его подготовки |
темпа может |
8. Пятый принцип … обучения, принцип (какой?) … верификации программированного текста (программы), обязывает автора приспособить степень трудности этого текста к возможностям каждого учащегося |
программированного эмпирической |
9. В основе любого программированного обучения лежат следующие принципы:
|
части (порции, шаги); активизации деятельности; немедленной; индивидуализации содержания; верификации |
10. Отсутствие в дидактической работе како-го-нибудь из (скольких?) … принципов приводит к тому, что мы имеем дело уже не с …, а скорее с полупрограммированным, или с частично программированным, обучением |
пяти программированным |
11. В традиционном обучении мы выделяем следующие принципы:
|
трудности активного оперативности |
12. Дидактические принципы, действующие в традиционном обучении, — перечислите их заново, не смотря в текст, и сравните ответ с содержанием рамки 11 — (образуют, не образуют) частично основу (основы) программированного обучения. (Обоснуйте ответ и сравните его с соответствующим фрагментом § 1 этой главы) |
образуют |
13. Принцип … верификации содержания учебника является принципом, действующим в … обучении |
эмпирической программированном |
14. В чем состоит различие между программированным обучением и обучением традиционным с точки зрения принципов, которые лежат в их основе? (Ответьте в письменном виде. Если возникнут трудности с ответом, изучите заново соответствующий фрагмент текста § 1.) |
|
15. Пять принципов программированного обучения (перечислите их заново и сравните ответ с содержанием рамки 1) образуют общую основу различных видов программ, а именно программ линейной, разветвленной и смешанной |
|
16. В основе …, разветвленной и … программ лежат пять общих принципов программированного обучения |
линейной смешанной |
17. Линейную программу называют также скиннеровской программой, потому что ее автором был американский психолог Б. Ф. Скиннер |
|
18. Автором концепции разветвленной программы считается Н. А. Кроудер. По этой причине такой вид программы называют таклче … |
кроудеровской |
19. И наконец, разновидность смешанной программы, которая возникла в результате объединения … и … программ, называют шеффилдской программой, так как она была разработана в университете в Шеффилде (Великобритания). Другую разновидность смешанной программы представляет собой так называемая блочная программа, разработанная в Варшавском университете |
линейной; разветвленной |
20. Рассмотрению характерных особенностей …, … и … программ, входящих в шеффилдскую и блочную программы, будут посвящены следующие страницы настоящего текста |
линейной; разветвленной; смешанной |
Синтезирующий блок
Принципы обучения |
|
традиционного |
программированного |
|
|