Принцип коммунистического воспитания в процессе обучения. Принцип коммунистического воспитания в процессе обучения выражает необходимость обеспечить в учебном процессе наиболее благоприятные условия для развития познавательных сил учащихся, формирования у них основ диалектико-материалистического мировоззрения и коммунистической нравственности как основы повседневного поведения. Рассматриваемый принцип развивался исторически. Еще Коменский признавал огромную воспитательную роль обучения. В некоторых своих произведениях великий педагог не делал различия между обучением и воспитанием. «Великая дидактика» является теорией обучения и воспитания юношества.
Проблема соотношения обучения и воспитания на каждом этапе развития педагогики получала новое решение. Так, Руссо во главу угла ставил «естественное воспитание» и утверждал, что нет надобности учить воспитанника. Первоначальное воспитание, по его мнению, должно быть чисто «охранительным». Оно не должно учить знаниям, истине и добру. Его задача заключается в том, чтобы предохранять сердце ребенка от порока, а ум от заблуждений. Лишь в более зрелом возрасте воспитанник в процессе своей «естественной жизни» приобретает те знания, умения и навыки, которые будут необходимы ему в жизни. Таким образом, у Руссо обучение растворялось в общем процессе «естественного» воспитания. В условиях господства догматического обучения и аристократического воспитания, закреплявших духовное угнетение масс, теория Руссо имела прогрессивное значение.
Принципиально иное решение проблемы соотношения воспитания и обучения дал Гербарт. Он не верил в положительные начала природы ребенка и стремился прежде всего подавить его «злую волю». Воспитание, по Гербарту, состоит из предшествующего воспитанию управления детьми, обучения и нравственного воспитания. Каждая часть воспитания обладает своими средствами воздействия на душу и тело ребенка. Суть заключается в привитии ребенку дисциплины, в подавлении его собственной воли, в подведении к пониманию сил провидения в мире и в жизни человека. Главные воспитательные задачи осуществляются управлением и нравственным воспитанием. Обучение дает воспитаннику целые массы представлений, которые он сам не в силах приобрести. Оно вместе с тем должно быть и воспитывающим. Термин воспитывающее обучение, введенный Гер-бартом, отражает в основном правильное соотношение воспитания и обучения. Но у Гербарта эта категория получила идеалистическое истолкование. Воспитывающее обучение, по Гербарту, заключается в воспитании у детей религиозного мировоззрения в условиях отрыва изучаемого материала от наблюдений учащихся и их участия в жизни. Все это говорит о реакционном характере решения Гербартом рассматриваемого вопроса.
Новое решение проблемы о воспитательной роли обучения дал К. Д. Ушинский. Он исходит из назначения школьного обучения: «Всякое не мертвое, не бесцельное ученье имеет в виду готовить дитя к жизни…» Воспитание есть широкий процесс, охватывающий все стороны развития личности ребенка. «… Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Воспитание осуществляется различными путями. Обучение является могущественным органом воспитания. Оно всегда должно быть связано с воспитанием. Отсюда — принцип воспиты-вающего обучения, который выражает, прежде всего, необходимость создания условий для воспитательного влияния науки как обобщенного опыта человечества на развитие личности каждого ученика. Принцип этот выражен в следующих словах Ушинского: воспитательное влияние науки тогда только окажется действительным, когда оно подействует не на один ум, но па душу и чувство. Ушинский впервые в истории педагогики поставил воспитывающий характер обучения в зависимость от его научного содержания. Воспитывающее обучение, по Ушинскому, является в то же время развивающим обучением. Оно обеспечивает развитие наблюдательности, мышления, речи, памяти, воображения и подготовляет, таким образом, человека к труду в жизни. Все это говорит о прогрессивном решении вопроса о воспитывающем обучении К. Д. Ушинским. Ушинский говорил и о роли обучения в нравственном воспитании детей, связывая этот вопрос с преподаванием религии в школе, т. е. великий педагог в вопросе о воспитывающем обучении оказался непоследовательным.
Советская дидактика, критически используя все то, что было сделано раньше, раскрывает новые основы и пути решения проблемы связи обучения и воспитания. История развития школы и процесс образования каждого человека свидетельствуют о том, что обучение всегда оказывает большое воспитательное влияние. Воспитание всегда включено в обучение в силу закона единства обучения и воспитания. Обучение всегда — независимо от того, как рассматривает этот вопрос учитель,— определенным образом формирует личность учащегося: его отношение к жизни, к знанию, его различные умственные способности, нравственные чувства и волю. Воспитательное влияние —- неизбежный спутник обучения.
Из этого совершенно правильного положений нельзя делать вывод о том, что обучение всегда оказывает одинаковое воспитательное влияние на учащихся и что сознательные усилия и искусство педагога не имеют существенного значения. Наоборот, характер, воспитывающего обучения, его идейная направленность и сила влияния на учащихся определяются содержанием преподаваемых знаний, методами и организацией учебных занятий и, конечно, влиянием личности учителя. В эксплуататорском обществе эта зависимость используется в интересах господствующих классов и приводит к искажению научных знаний.
В условиях социалистического общества нет противоречия между научным содержанием обучения и воспитательными задачами школы. Воспитание, образование и обучение представляют собой единство и взаимно подкрепляют друг друга. Воспитывающее обучение характеризуется переходом сознательно усваиваемых фактов, научных положений и теорий в убеждения н мировоззрение учащихся, непрерывной умственной и физической работой учащихся, прививающей им активность и привычку к систематическому труду, жажду к знаниям и стремление к применению знаний на общую пользу. Воспитывающее обучение приводит к тому, что учащиеся вместе с знаниями и умениями овладевают основами морали и нравственного поведения.
Однако, как совершенно правильно указывают многие педагоги, единство воспитания и обучения не есть их тождество. Учебный процесс и воспитательный процесс не одно и то же. Подчеркивая их единство, не следует упускать из вида их различие, качественное своеобразие каждого из них. Обучение имеет своей главной задачей вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками, формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения и развитие познавательных способностей. Воспитание направлено на формирование нравственных идеалов и овладение нормами коммунистического поведения. Конечно, и обучение и воспитание при правильной их постановке захватывают все стороны личности школьников: их идеалы, ум, чувство, волю. Своеобразна и логика процесса обучения сравнительно с логикой воспитательного процесса, как об этом ясно сказал А. С. Макаренко. Все это требует признания специфичности процесса обучения и специфичности процесса воспитания, хотя конечная цель этих процессов одна и та же.
Марксизм-ленинизм учит, что диалектико-материалистическое мировоззрение является идейным стержнем личности и основой ее нравственного сознания и поведения. Оно формируется широким кругом методов и средств, охватывающих каждого ученика, задевающих его самые глубокие внутренние струны.
Рассматриваемый принцип означает, что в формировании коммунистических убеждений возрастает роль процесса усвоения знаний. В связи с этим в преподавании каждого учебного предмета необходимо повышать активность всех учащихся и возбуждать у них все более и более глубокие вопросы, имеющие мировоззренческое значение. Формирование мировоззрения неотделимо от развития диалектико-материалистического мышления учащихся. Важную роль в этом плане приобретает освещение в школьном преподавании новейших идей современной науки и в то же время всемерное повышение уровня умственного воспитания Передовые учителя в своем творческом опыте доказывают, что овладение основами науки и в особенности постижение новейших ее идей в средней школе происходит непременно при условии собственного умственного развития учащихся, что является самым надежным способом формирования мировоззрения. Преподавание каждого учебного предмета призвано внести свой вклад в формирование мировоззрения учащихся.
В деле повышения уровня идейно-политического воспитания учащихся важная роль принадлежит преподаванию обществоведения в старших классах средней школы. Опыт преподавания этого предмета положительно сказывается на формировании диалектико-матерналистического мировоззрения учащихся. Обществоведение помогает учащимся обобщить законы развития природы и общества, усвоенные при изучении различных учебных предметов. И в то же время, постигая новые закономерности, раскрываемые марксизмом-ленинизмом, учащиеся продвигаются на новую ступень в своем идейном развитии.
Изучение (Обществоведения эффективно в тех классах, в которых учащиеся основательно усвоили в свое время основы наук о природе и обществе и основы техники.
Таким образом, всемерное повышение идейного уровня преподавания всех учебных предметов и в особенности обществоведения является важнейшим требованием, вытекающим из рассматриваемого принципа.
Идейность преподавания достигается все более глубокой, содержательной и тонкой связью изучения основ наук с жизнью, с производством, с производительным трудом учащихся и связью труда и производства с основами наук. Жизнь показывает, что содержательное и глубокое идейно-политическое воспитание можно осуществить в любой школе. Интересен, например, опыт творческого содружества в воспитательной работе Омского моторостроительного завода имени Т. И. Баранова и школы №89 г. Омска.
Для того чтобы обеспечить интенсивное воспитание в процессе обучения, необходимо каждому педагогу видеть и умело использовать как в учебном материале и методах обучения, так и в окружающей жизни различные возможности воспитательного влияния. Таково важное требование, вытекающее из принципа воспитывающего обучения.
Задача воспитания учащихся в процессе обучения требует конкретного изучения их мыслей, чувств и переживаний. Необходимо систематически и чутко изучать внутренний мир каждого ребенка, подростка и юноши. Таково заключительное требование, вытекающее из рассматриваемого принципа. Опыт показывает, что в условиях содержательной учебно-воспитательной работы и активной разносторонней деятельности учащихся изучение их интересов, склонностей, идейной направленности и уровня нравственной воспитанности осуществляется как бы само собой