ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ


Оперантное научение может проявляться как инструментальный условный рефлекс либо в методе проб и ошибок, либо в форме самораздражения структур мозга. Это научение, в ходе которого организм добивается полезного результата с помощью активного поведения.

Инструментальный условный рефлекс — научение действию с помощью вознаграждения (специального подкрепления). Например, голубя помещали в клетку Скиннера, где находился светящийся пластмассовый кружок. В клетке голубь получает зернышко; если он повернет голову в сторону кружка, он вновь получает зернышко; если случайно клюнет кружок, снова получает зернышко и т.д. Вскоре голубь начинает ударять клювом по кружку за вознаграждение. Например, дети быстро учатся говорить, когда родители одобряют их при правильном произнесении отдельных звуков и слов. В случае неправильного произношения слова дети не получают подобного подкрепления, и эти слова постепенно исчезают из употребления в результате неподкрепления.

Метод проб и ошибок был открыт в экспериментах американского ученого-бихевиориста Э.Торндайка (1890), который помещал голодных кошек в так называемые проблемные клетки. Эти клетки открывались в том случае, если кошка предпринимала ка-кие-то определенные действия — тянула за веревку, приподнимала запорный крючок и т.д. Когда кошка выходила из клетки, она получала пищу. По мере повторения процедуры скорость выполнения задачи возрастала.

Самораздражение структур мозга представляет собой способность к самостимулированию к определенному действию, направленному на получение удовольствия и положительных эмоций с последующим закреплением данного способа действия. Научение путем наблюдения выступает в двух видах. Простое подражание. Например, обезьяна научилась мыть банан перед едой, не понимая, зачем это делает.

Викарное научение. Осуществляется также посредством наблюдения, но при этом результат действия оценивается. Такое научение свойственно только человеку.

Особенно часто научением путем наблюдения пользуются дети, причем в раннем онтогенезе оно является преимущественно подражательным, а с возрастом начинает преобладать викарное научение.

Научение путем инсайта (озарения) — внезапное нестандартное правильное решение задачи. Иногда после отдельных проб и ошибок возникает идея результативного действия, которое может совершенствоваться в процессе достижения цели. Этот вид научения является следствием объединения опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивидуум при решении проблемы.

Существенной физиологической предпосылкой обучения выступает совокупность типологических особенностей нервной системы ребенка. Отправными признаками построения индивидуальных различий обучения стала классическая павловская триада свойств нервных процессов: сила, уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения. Важную роль в формировании этих свойств нервной системы играет среда (условия труда и отдыха, обстановка в семье и коллективе и т.п.), особенно в раннем онтогенезе. Известно, что сочетание и выраженность этих свойств послужили основой выделения соответствующих четырех видов темперамента: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхолик (слабый тип). В исследованиях отмечаются значительные особенности обучения (в способах научения, в темпах усвоения знаний, их прочности, гибкости, устойчивости к учебным нагрузкам и др.) у детей различных видов темперамента.

Более обобщенный план типологических закономерностей и особенностей обучения выступает на уровне представлений о взаимосвязи и феноменологии генотипа и фенотипа. Термины «генотип» и «фенотип» впервые использовал датский биолог Б. Иогансен в 1909 г. Генотип (от греч. genos — происхождение, thypos — отпечаток, образец) характеризуется врожденными типологическими свойствами нервного процесса, с которым рождается живое существо. Генотип — это совокупность всех наследственных факторов (генов) клетки. Фенотип (от греч. phaino — проявлять, являть + thypos) совокупность признаков и свойств организма, обусловленных взаимодействием его генотипа и условий внешней и внутренней среды. Таким образом, фенотип — это сплав врожденных и приобретенных свойств организма.

Среди фундаментальных физиологических различий, существенно влияющих на обучение, выступает явление функциональной асимметрии головного мозга человека. Функции левого и правого полушарий значительно различаются. Правое полушарие формирует и структурно охватывает целостный образ объекта, явления, ситуации. Воспринимая множество звуков или визуально реагируя на отдельные признаки, детали, оно соединяет их в общую картину. Обработка элементов и связывание их в одно целое, в одну структуру происходит одновременно и с большой скоростью за счет параллельной работы клеток мозга.

Правое полушарие, в отличие от левого, оперирует образами бессознательно. Однако, по данным Е. С. Синицына, последнее сейчас подвергается сомнению нейрофизиологами. Интуиция находится всецело во власти правого полушария. Потребность в красоте как бессознательная идеальная потребность человека, отмечает известный нейрофизиолог В. П. Симонов, также лежит в сфере деятельности правого полушария мозга. Если математика на уроках в школе преподносится так, что в ней за лесом утомительных формул и преобразований не видно гармонии, изящества, красоты идей, то происходит насильственное подавление естественного для каждого ученика чувства красоты, и он независимо от своей воли, на бессознательном уровне отторгает урок.

Основная функция левого полушария, наоборот, состоит в том, что оно выделяет из целого детали, признаки. А потом анализирует их. Последовательное установление связей между признаками, объектами, понятиями также входит в функцию левого полушария мозга. Можно сказать, что если правое полушарие образное, чувственное, «художественное», то левое — логическое, аналитическое.

В этой связи показательна цитата из работы психолога В. И. Белого: «Левое полушарие не видит за деревьями леса, а правое видит лес, но не различает отдельных деревьев» [цит. по: 4, с. 70].

Большинство физиологов считают, что за сознательную деятельность мозга отвечает только левое полушарие или, во всяком случае, ему отводится доминирующая роль. Левое «говорящее» полушарие, обрабатывая мысли, выражает их словами и отвечает за наш язык. Информацию левое полушарие обрабатывает последовательно, дискретно, потому намного медленнее, чем правое.

Теперь обратимся к дидактике. Многие ученые (педагоги, психологи, физиологи) отмечают, что в существующей школьной методике превалирует «левостороннее» обучение — жестко логистические, дискурсивно-аналитические подходы к построению логики и содержания образования. Если ученый-математик подсознательно или бессознательно по своим взглядам принадлежит к «логистической» школе, то его учебник будет изобиловать дедуктивными рассуждениями. В этом учебнике содержание и математические идеи будут завуалированы «жесткой» логикой и строгими выводами. Такие учебники чрезмерно абстрактны. Учителям часто приходится с этим сталкиваться. Работать по ним трудно и ученикам и учителю.

При изучении математики по такому «логистическому» учебнику перегружается левое полушарие и одновременно подавляется правое. В результате мозг неравномерно загружен и потому его работа становится неэффективной. Как следствие успехи обучения незначительны. Усвоение знаний в этом случае происходит только у тех учеников, которые по своему психологическому типу относятся к логикам. Все ученики, у которых наиболее сильной психической функцией является чувство, встречаются с большими трудностями при изучении математики.

Если же ученый или педагог-математик по своим взглядам принадлежит к школе интуитивистов (как, например, известный автор И.Я. Перельман, написавший «Живую математику»), то такой правополушарный учебник дети запомнят на всю жизнь.

Только после современных достижений психоанализа и физиологии становится понятным, что спор великих математиков относительно взгляда на основания математики касался чрезвычайно важного понимания роли каждого их полушарий мозга в математическом творчестве. За логическое построение математики отвечает левое «словесное» полушарие, а наши интуитивные, образные и целостные представления базируются на работе правого полушария. Но то и другое имеют в деятельности математического мышления, по-видимому, равное значение.

Подводя черту под кратким освещением физиологических предпосылок обучения, необходимо отметить следующее. Знание физиологических механизмов обучения открывает безграничные возможности развития личности ребенка в учебном процессе, а их учет в построении педагогического процесса составляет искусство учителя по раскрепощению внутренних природных сил развивающейся личности, ее задатков, способностей, таланта на пути к самореализации и обретению своего призвания в социокультурном пространстве существования.

Литература

  1. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.
  2. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психологической деятельности человека. — JI., 1974.
  3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. — М., 1989.
  4. Илъюченок Р. Ю. Эмоции и память. — Новосибирск, 1987.
  5. Котляр Б. И. Нейробиологические основы обучения. — М., 1989.
  6. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти при локальных поражениях мозга. — М., 1974. — Т. 1.
  7. Магнус Р. Установка тела. — М.; JL, 1962.
  8. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. — М., 1973.
  9. Перельман Я. И. Живая математика. — М., 1978.
  10. Синицын Е.С. Теория творчества, структурный анализ мышления, метод микрооткрытий. — Новосибирск, 2001.
  11. Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. — М., 2000.
  12. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси, 1961.
  13. Эделмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. — М., 1981.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт