ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНИКА

С трех до семи лет — время бурного творческого и эмоционального развития малыша, которое связано с его особой чувствительностью и зависимостью от родителей. Поэтому неполные семьи являются серьезным фактором риска для дошколят. Если в это время случились перемены в семье, то есть произошла размолвка родителей, это оставит неизгладимый след в душе ребенка. Однако теперь для матери, оставшейся растить ребенка в одиночку, важно, чтобы семейные катаклизмы не повлияли на его развитие и психическое здоровье. Сгладить последствия семейных передряг в ваших силах. Для этого нужно постоянно думать о малыше и отодвинуть в сторону свои личные переживания по поводу случившегося. Они все равно со временем забудутся. Так лучше прекратить переживать сразу, чем мучить себя и ребенка. Читать далее «ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНИКА»

ЗАПРЕТЫ И НАКАЗАНИЯ

Запреты и наказания имеют большое значение в жизни ребенка дошкольного возраста. Это вам только кажется, что вы воспитываете малыша с помощью поощрения и порицания. На самом деле он изучает жизнь, приспосабливается к ней, проверяя свои поступки вашей реакцией. Если похвалили, значит, он поступил хорошо, А если мама возмущена и даже ставит ребенка в угол, следовательно, его поступок плохой. Поэтому ваша реакция должна быть справедливой, но не выходящей за рамки допустимых границ. Другими словами, нельзя запрещать ребенку очень много, а также наказывать его часто и жестоко. Тогда он сделает вывод, что все его поступки неправильные и совсем потеряет уверенность в себе. Такое отношение к малышу часто встречается в неполных семьях, где ребенка воспитывает одна мать, реже — отец. Последний, как правило, более спокойно, чем женщина, реагирует на проступки и шалости сына или дочери. Хотя встречаются и неуравновешенные мужчины, которые неадекватно реагируют на поступки своего ребенка и потому непоследовательны в требованиях и наказаниях. Читать далее «ЗАПРЕТЫ И НАКАЗАНИЯ»

ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА НУЖНО ПРАВИЛЬНО

Всем известно, что доброе слово лечит душу, вселяет в человека уверенность в себе, создает хорошее настроение. Похвала играет значительную роль в развитии ребенка. Малыш дошкольного возраста должен постоянно ощущать ваше одобрение, естественно, если он совершает хорошие поступки, а не плохие. Но даже в том случае, если он часто выводит вас из равновесия, стремитесь не только осуждать его неверные действия, но и хвалить за правильные или выражать надежду на то, что он будет себя вести должным образом. Иными словами, хвалить обязательно нужно чаще, чем ругать. Читать далее «ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА НУЖНО ПРАВИЛЬНО»

ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА СО СВЕРСТНИКАМИ

Общение со сверстниками имеет для детей гораздо большее значение, чем общение взрослых между собой. В процессе этого общения идет бурное развитие личности. Ребенок испытывает такую широкую гамму чувств, о которой родители даже не подозревают. Поэтому они часто и не придают значения детским ссорам, обидам или беззаветной дружбе. Между тем опыт первых контактов со сверстниками во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим людям, к миру в целом, и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Но этот первый опыт далеко не всегда складывается удачно. Тем более, если малыш растет в неполной семье, где не может видеть образца взаимоотношений родителей. Довольно часто эти взаимоотношения (когда отец посещает ребенка) имеют явно недоброжелательный характер. Все это травмирует психику малыша, и он старается воплотить свои негативные эмоции в общении со сверстниками. У такого ребенка возникают проблемы в поведении, которые отталкивают от него других детей, и это еще больше замыкает его в себе или, наоборот, озлобляет. Негативное отношение к другим детям закрепляется и сильно влияет на психику малыша. Поэтому главной задачей матери, которая воспитывает сына или дочь без мужа, является помощь в преодолении проблем общения со сверстниками, если, конечно, они имеются. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей. Читать далее «ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА СО СВЕРСТНИКАМИ»

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА

Ребенок старшего дошкольного возраста уже многое знает и умеет, то есть он уже чувствует себя почти взрослым. А вы все еще продолжаете контролировать каждый его шаг и многое запрещаете? Конечно, он совершенно справедливо возмутится. Если детский протест, который обычно выражается капризами, вызовет у вас ответную реакцию, возникнет замкнутый круг. Читать далее «РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Развитие творческих способностей — это главное, чему нужно уделять внимание в воспитании дошкольников. Потом, когда малыш пойдет в школу, у него уже будет не так много времени для игр, размышлений и фантазий. Не думайте, что вам нужно отложить в сторону все дела, бросить работу и заниматься только ребенком. Он уже вполне самостоятельный, чтобы занять себя сам. А ваше участие заключается в том, чтобы направить и поддержать, заинтересовать и одобрить. Для этого нужно обязательно общаться с малышом. Если вы целый день на работе, и ребенок предоставлен сам себе, то даже общение по телефону будет полезным для него. Он сможет делиться с вами своими впечатлениями, мыслями и задумками, советоваться и задавать вопросы. Главное — он будет знать, что вы всегда готовы понять и выслушать его, оценить его творчество. Это и будет стимулом к дальнейшему развитию. Читать далее «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА»

АГРЕССИЯ У ДОШКОЛЬНИКА

Вас не должна пугать и удивлять агрессивность ребенка. Это естественное чувство, направленное на самозащиту, и в возрасте от трех до пяти лет вспышки агрессивности могут наблюдаться даже у самых спокойных и уравновешенных детей. Но при неблагоприятном стечении обстоятельств агрессивность может закрепиться в характере ребенка как устойчивая черта личности. Эта проблема особенно характерна для тех семей, которые переживают ломку взаимоотношений, и где ребенок чувствует себя неуверенным в себе и обделенным родительской любовью. Даже если вы по-прежнему тепло относитесь к нему, но в доме царит холодная враждебная атмосфера, связанная со ссорами родителей, переживаниями развода, это обязательно скажется на детской психике. Малыш будет вынужден защищаться, возможно, проявляя агрессивность, ведь конструктивных способов защиты он не знает. Читать далее «АГРЕССИЯ У ДОШКОЛЬНИКА»

КАК ОТЛИЧИТЬ ЛОЖЬ ОТ ФАНТАЗИИ

Детская ложь — это нормальное явление, да и можно ли называть ложью вымысел или желание преподнести ситуацию в более красивом виде. Это всего лишь фантазии ребенка, у которого очень богатое воображение. Более того, такая «ложь» является признаком того, что у малыша хорошо развиваются воображение и речь. Читать далее «КАК ОТЛИЧИТЬ ЛОЖЬ ОТ ФАНТАЗИИ»

КОГДА РЕБЕНОК ГРУБИТ

От грубых слов не застрахован ни один ребенок. С их помощью дети выражают свой гнев, недовольство, досаду и раздражение. Взрослые ведь тоже часто произносят такие слова, но это уже позволяет судить об их психологической устойчивости и моральных принципах. Дошкольники пока еще не умеют контролировать свои эмоции и подчинять их этическим нормам. К тому же они часто берут пример со взрослых. Читать далее «КОГДА РЕБЕНОК ГРУБИТ»

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Если в младшем дошкольном возрасте такие навязчивые движения, как сосание пальца и ковыряние в носу были естественным продолжением младенческого стремления удовлетворить свою потребность в любви, ребенок более старшего возраста приобретает вредные привычки в процессе дальнейшего развития личности. На это влияет его окружение, пример родителей, других взрослых, детей, с которыми ребенок часто общается, а также семейная обстановка. Атмосфера семьи в любом возрасте играет значительную роль в формировании личности ребенка со всеми его слабыми и сильными сторонами. Если семья неблагополучна, хотя в ней и присутствуют оба родителя, малыш ощущает внутренний дискомфорт, желание изменить обстоятельства. Не испытывая родительской любви в полной мере, он ищет признания у чужих людей и становится зависимым от них, то есть подсознательно стремится перенимать движения и повторять слова. Такие стереотипы поведения очень трудно исправить, потому что ребенок все больше и больше вовлекается в процесс заимствования чужих манер, и не развивается как личность. В неполной семье малыша подстерегают другие проблемы — авторитарная власть матери или потеря близкого контакта с ней из-за ее постоянной занятости. Читать далее «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ»