Глава вторая. ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ


Человек родился! Вернее, будущий человек. Пока это еще маленький живой комочек. Он имеет уши, ..но ничего не слышит, имеет глаза, но ничего не видит. Он беспомощен, слаб и без ухода, без присмотра обречен на гибель. Как это ни парадоксально, но человек — царь природы рождается самым слабым в подлунном мире. Если утенок вскоре после появления на свет уже может самостоятельно плавать, то человек может встать на ноги только благодаря обучению и воспитанию.

В этой первоначальной беспомощности и слабости человека заложен огромный физиологический смысл. То, что многим нашим «собратьям» дается с рождения в форме инстинктов, человек достигает путем длительного обучения и тренировки, по именно это обстоятельство и позволяет ему достигнуть таких высот, какие недоступны даже самым высокоорганизованным животным, скованным жесткими рамками врожденных инстинктов.

Один западный психолог начал воспитывать одновременно со своим ребенком ровесницу-обезьянку. Вначале обезьянка обгоняла по всем показателям маленького человека, она быстро начала ориентироваться в пространстве, самостоятельно передвигаться, активно добывать себе шину. Однако через год роли переменились — раз и навсегда.

Развитие ребенка ученые условно разделили на несколько периодов: младенчество — до 1,5—2 лег, преддошкольный период — 2—4 года, дошкольный—5—7 лет, младший школьный— 7—11 лет, подростковый — 12—16 лет. Каждый период характерен своими особенностями, своими трудностями и опасностями. Однако есть возрастные периоды, наиболее ответственные для здоровья ребенка, для формирования личности будущего человека. В эти периоды происходит перестройка вегетативной и эндокринной систем организма? включаются в действие новые железы внутренней секреции, перестают действовать «старые», ненужные, происходит бурный рост тела, увеличиваются внутренние органы, изменяется, нервно-психическая настройка. Эти периоды ученые назвали» физиологическими кризами. Таких кризов три: в 2—4 года, затем в 7—8 лет и, наконец, на 12—14-м году жизни.

В этой главе мы остановимся на периоде младенчества. Чем характерен этот период? На первом году жизни происходит окончательное формирование первой сигнальной системы, развиваются органы чувств, ребенок обучается видеть, слышать, осязать, различать, форму и размер предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года у ребенка появляется речь, т. е. начинает формироваться вторая сигнальная система. Быстроту развития в этом возрасте, пожалуй, и не с чем сравнить. В течение одного года ребенок превращается из бессознательного комка живой плоти в мыслящее существо — человека, т. е. проделывает путь, на который природа потратила тысячелетия.

Кто не знает замечательных слов А. С. Макаренко о том, что воспитание ребенка нужно начинать с первых дней жизни. Однако далеко не все выполняют эту главную заповедь выдающегося советского педагога. «Ведь ребенок еще ничего не понимает,—рассуждают иные родители,—как же его воспитывать? Вот подрастет…» И, когда такие родители приступают, как они считают, к воспитанию, зачастую бывает слишком поздно. Основы воспитания, по Макаренко, закладываются в течение первых пяти лет, причем очень важен период младенчества. Ошибки воспитания, допущенные в этот период, отрицательно сказываются на здоровье маленького человека, приводят к невротическим реакциям.

В чем же физиологические основы воспитания? Воспитание, согласно учению И. П. Павлова,— это образование и закрепление у ребенка определенных условно рефлекторных связей, а проще: формирование привычек, навыков, реакций на различные проявления внешней среды, формирование поведения маленького человека. Цель воспитания в том, чтобы развить у ребенка положительные условно рефлекторные связи: чувство ответственности, дисциплинированность, аккуратность, доброту и т. д., и предупредить, затормозить отрицательные: капризность, эгоизм, жестокость, неряшливость.

У новорожденного ребенка отмечаются только безусловные врожденные рефлексы — сосательный, глотательный, мигательный, хватательный, защитный (инстинктивная реакция на боль) и некоторые другие. Высшие отделы центральной нервной системы у таких детей незрелы и несовершенны, нервные клетки быстро истощаются, поэтому так коротки в это время периоды бодрствования. Первые два месяца жизни эти периоды почти идентичны времени, необходимому для кормления. Новорожденный ребенок либо спит, либо сосет грудь.

Первый рефлекс, который нужно развить у новорожденного ребенка, рефлекс «на время». Для выработки этого рефлекса необходимо четко отрегулировать ритм смены сна и бодрствования, кормить ребенка в одни и те же часы, строго придерживаться предписанного врачом режима дня. Рефлекс «на время» обеспечивает своевременную подготовку пищеварительного аппарата к приему и усвоению пищи. Кроме того, рефлекс обеспечивает крепкий глубокий сон, что благоприятно влияет на развитие и совершенствование центральной -нервной системы. При отсутствии рефлекса железы желудочно-кишечного тракта не успевают подготовиться к перевариванию пищи, усвоение молока неполное, наблюдаются диспепсические расстройства — поносы. Это тормозит развитие высших отделов мозга, ребенок растет нервным, вялым, плаксивым. Кормление ребенка — наиболее ответственное и сложное дело в младенческом возрасте. Питание должно быть достаточно калорийным и полноценным, чтобы обеспечить бурный рост детского организма. Ведь в течение года вес ребенка утраивается. Недопустимо перекармливание, так как оно вызывает перенапряжение пищеварительного аппарата, поломку его. Первые признаки .перекармливания — срыгивание, а затем рвота.

Нужно принять все меры к тому, чтобы ребенок хорошо брал грудь и энергично сосал. Во всех случаях плохого сосания (этих детей так и зовут «ленивые сосуны») нужно обращаться к врачу. Нельзя приучать к кормлению сцеженным молоком через соску (особенно с широким отверстием). Ребенок быстро привыкает к соске, так как она требует меньших усилий, и начинает отказываться от груди— на лицо отрицательный условный рефлекс. Через соску ребенок высасывает молоко быстрее положенного времени и пища зачастую не успевает обрабатываться в желудочно-кишечном тракте, а следовательно, и усваиваться.

Во время кормления мать не должна отвлекаться посторонними разговорами, так как ребенок реагирует на ее голос, нарушается энергичность сосания, что нередко приводит к недокармливанию.

One thought on “Глава вторая. ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ

  1. Правильно написано, с рождения до года младенец проходит путь от комочка, который почти всегда спит, до самостоятельной личности. А как он его пройдет — зависит уже от мамы…

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт