Глава вторая. ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ


Вредно и опасно употребление алкоголя (кстати, и никотина) матерью в период беременности и кормления грудью. Даже малые дозы спиртного губительно действуют на развивающийся детский организм.

Больные дети рождаются в результате бесконтрольного приема будущей матерью различных лекарств — таких, например, как аспирин, пирамидон, хинин, сульфаниламидные препараты, антибиотики. Не проходят бесследно и различные заболевания, неполноценное питание, тяжелые нервно-психические переживания в период беременности.

Неблагоприятно сказываются на здоровье ребенка тяжелые затяжные роды, родовые травмы, асфиксии при рождении.

Все эти внешние вредности приводят к тому, что ребенок рождается с ослабленной нервной системой, а у таких детей чаще возникают нервно-психические заболевания.

По исследованиям советского ученого С. Д. Мелешко, с первых же дней жизни выявляются типологические особенности ребенка. У новорожденных с сильными и подвижными нервными процессами отмечаются кратковременные и незначительные адаптационные (т. е. приспособительные) сдвиги: незначительная потеря веса, невыраженная желтушность, пониженная возбудимость, некоторое ослабление рефлексов, тогда как у новорожденных со слабыми и инертными процессами сдвиг этот более выражен и более продолжителен: большая потеря веса, большая желтушность, повышенная возбудимость, усиление рефлексов.

Наиболее ярко типологические особенности центральной нервной системы выявляются при кормлении. У детей с сильным типом перед кормлением наблюдается быстрое пробуждение, часто с плачем и выраженным двигательным беспокойством. Грудь такие дети берут сразу, сосательные движения редкие, по с достаточно высокой амплитудой. На посторонние раздражители реакция отсутствует или слабо выражена. Дети со слабым типом высшей нервной деятельности вяло берут грудь, сосательные движения более частые, но меньшей амплитуды, положенная порция молока высасывается медленно, часто бывают паузы, во время которых дети иногда даже засыпают. У таких детей ярко выражена реакция на внешние раздражители, они быстро отвлекаются, перестают сосать. И в дальнейшем дети с инертными нервными процессами более вялы, плаксивы, пугливы, они с трудом вступают в контакт, особенно с незнакомыми, людьми, труднее приспосабливаются к новой обстановке. Эти особенности необходимо учитывать при воспитании.

Неврозы у детей могут развиваться при несоответствии типологических особенностей центральной нервной системы и тактики воспитания. Ребенка с подвижными нервными процессами все время ограничивают в движении, тормозят его активность, злоупотребляют запретами — в результате происходит нервная ошибка, возникает невроз. И, наоборот, при воспитании детей с инертными нервными процессами некоторые родители не соблюдают должной осторожности и осмотрительности, не учитывают повышенную реакцию таких детей «на новое», проявляют излишнюю торопливость при формировании речи, навыков опрятности, а это опять-таки приводит к невротическим расстройствам.

Одним из важных воспитательных мероприятий является закаливание грудных детей. Воздушные и гигиенические ванны, влажные обтирания, сон на свежем воздухе, массаж и гимнастические упражнения — вот основные закаливающие процедуры. При проведении их необходимо руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность. Особенно тщательно и последовательно нужно выполнять эти правила при закаливании детей со слабым типом высшей нервной деятельности.

Радость материнства, радость отцовства — ни  с чем не сравнимая человеческая радость. Тяжело, когда эта радость омрачена болезнью малыша и вдвойне тяжело, когда сами родители виноваты в возникновении и развитии заболевания. Невротические расстройства, как правило, возникают по вине родителей в результате неправильного воспитания. Об этом нужно помнить, это нужно учитывать с первых же дней жизни маленького человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

One thought on “Глава вторая. ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ

  1. Правильно написано, с рождения до года младенец проходит путь от комочка, который почти всегда спит, до самостоятельной личности. А как он его пройдет — зависит уже от мамы…

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт