Глава вторая. ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ


Особенная осторожность и постоянный врачебный контроль должен быть при искусственном вскармливании ребенка.

Во всех случаях нарушение кормления приводит к порочному кругу: питание становится недостаточным, что в первую очередь сказывается на нервной системе, ребенок делается вялым, плаксивым, беспокойным, расстраивается его сон, развитие приостанавливается, а это опять-таки отрицательно влияет на железы желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, еще более уменьшается усвоение пищи, усиливаются диспептическйе расстройства, у ребенка развивается невроз.

Следующим важным моментом при воспитании грудных детей является предупреждение отрицательного компонента физиологической реакции «на новое». Всякое новое впечатление вызывает у ребенка удивление, а затем страх. Такая реакция является проявлением защитного инстинкта. Ребенку неизвестно: что сулит ему это «новое» — не опасность ли? Маленький Саша, только что весело игравший с погремушкой, вдруг отворачивается от нее, па лице его страх, он начинает плакать. Почему? Потому что эту игрушку подает ему незнакомый человек. Отец, приехавший из двухнедельной командировки, с сожалением отмечает, что ребенок его забыл, холоден к нему. Больше того, ребенок пугается, когда отец берет его на руки, начинает тормошить. Пройдет несколько дней, пока малыш вновь привыкнет к отцу. Все это проявление реакции «на новое». Также остро малыши реагируют на незнакомую обстановку. Надо это учитывать и постепенно, не торопясь, расширять круг знакомства маленького человека с внешним миром. Иначе — в результате испуга—у ребенка может развиться невроз: он становится вялым, скучным, у него нарушается сои, аппетит.

Очень важно учитывать реакцию «па новое» при введении в рацион питания- прикорма. Часто дети отрицательно реагируют на прикорм, отворачиваются, плотно сжимают губы, бьют рукой по ложке. Здесь нужно быть особенно ласковым и выдержанным, не сердиться, не торопить ребенка. В крайнем случае, можно чередовать прикорм с грудным молоком: ложка молока, ложка манной каши и т. д. При отсутствии необходимой осторожности, при насильственном кормлении у некоторых детей развивается анорексия, характеризующаяся отсутствием аппетита и неукротимой рвотой после приема пищи. Нередко последствия невротической реакции остаются у человека на всю жизнь. Немало взрослых людей брезгливо отворачиваются от кипяченого молока или от манной каши с комочками. Брезгливость эта — результат неправильного кормления в раннем детстве. Немаловажное значение имеет воспитание у грудных детей навыков опрятности. Нельзя начинать выработку этих навыков слишком рано. Лишь на втором году жизни у ребят закапчивается формирование сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки, дети обретают способность контролировать функции мочевого пузыря и кишечника. Высаживать детей на горшок в возрасте до года, как правило, бессмысленно—они еще физиологически не подготовлены. Воспитание навыков опрятности должно быть постепенным, без излишней нервозности и торопливости. Зачем, например, высаживать ребенка на горшок, если он уже помочился в штанишки? Бесполезны, если не сказать вредны, и ночные высаживания — они только нарушают сон, расстраивают нервную систему. Нельзя подолгу держать ребенка на горшке, отрицательно воздействуют частые высаживания. Ни в коем случае нельзя бранить малыша, наказывать его за то, что он обмочился, испачкал штанишки. Только ласковое, бережное отношение, многократные объяснения и обучение — ненавязчивое, постепенное позволяют развить у ребенка этот рефлекс. Несоблюдение необходимой осторожности и последовательности при формировании произвольных актов мочеиспускания и дефекации влечет за собой тяжелый невроз — недержание мочи, а иногда и недержание кала. Проявляется этот невроз в большинстве случаев в ночное время.

Немало тревог доставляет родителям формирование у детей речи, особенно при задержке речевого развития. Малышу исполнился год, а он еще не произнес ни слова — опасно ли это? Психологи выделяют два основных факто) а, влияющих на формирование речи: развитие активного и пассивного словаря. Активный словарь — это слова, которые ребенок и понимает, и произносит. К пассивному относятся слова, которые ребенок только понимает. Уже в 3—4 месяца детишки начинают реагировать на голос матери. Еще не понимая значения слов, они отлично различают интонацию голоса, отрицательно воспринимают раздражительный сердитый тон. Очень полезны в этот период разговоры родителей, «беседы» с малышами, игры, в ходе которых взрослые многократно повторяют имена окружающих и имя самого малыша, называют свои и его действия, многократно задают вопросы, такие, например, как «где мама?», «где баба?», «где Вова?», просят: «открой ротик», «сделай ладушки», «дай ручку» и т. п. Эти беседы и игры, эти вопросы и просьбы благоприятно сказываются на формировании у ребенка речи. В 5— 6 месяцев дети начинают гулять, а в семимесячном возрасте уже произносят отдельные слоги, из которых потом складываются первые слова. К году активный словарь ребенка составляет обычно 10—12 слов, пассивный же — 59 и более.

Однако не стоит впадать в панику в тех случаях, когда годовалый малыш еще не научился говорить. Если он «понимает» речь взрослых, выполняет их просьбы, короче, если у него достаточно хорошо развит пассивный словарь, никаких причин для волнений нет.

Нужно учитывать еще одно немаловажное обстоятельство: в возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь у детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, происходит накапливание и расширение пассивного словаря. Поэтому не нужно понапрасну бить тревогу, торопить время, заставлять малыша произносить новые слова—это может привести .к перенапряжению высшей нервной деятельности, к нервной ошибке, к развитию невротической реакции.

Самой природой заложена в ребенке потребность движения.

1 thoughts on “Глава вторая. ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ

  1. Правильно написано, с рождения до года младенец проходит путь от комочка, который почти всегда спит, до самостоятельной личности. А как он его пройдет — зависит уже от мамы…

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт