2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ. Взаимосвязь способов и уровней усвоения содержания образования.


Взаимосвязь способов и уровней усвоения содержания образования.

При всем различии способов усвоения различных видов содержания они в реальном процессе обучения определенным образом сочетаются и взаимодействуют. Это легко увидеть в схеме, позволяющей понять, что усвоение — понятие сложное и предполагает несколько уровней.

Из схемы видно, и это соответствует действительному процессу, что, когда ученик усваивает способы деятельности, т. е. умения и навыки, он применяет прежде усвоенные знания по образцу. Знания при этом становятся более глубокими и оперативными, в чем проявляется второй уровень усвоения знаний — применение их на практике по образцу, показанному учителем (см. рис. 3 — б).

Когда же ученик творчески решает новую для него проблему, то он неизменно применяет прежде усвоенные знания, умения и навыки в новой, незнакомой для него ситуации, творчески преобразуя эти знания и навыки в соответствие с содержанием проблемы. Тем самым будет достигнут наиболее высокий уровень усвоения знаний и способов деятельности (см. рис. 3 — в).

Пример из школьной практики пояснит пашу мысль. Программа по истории в VI классе предусматривает изучение понятий барщина и оброк. Первое обозначает повинности, которые крепостной крестьянин выполняет в хозяйстве феодала,— пашет на его земле, сеет, жнет, мостит дороги, строит ограждения, постройки и т. д. Второе понятие означает повинности, состоящие в том, что крепостной выделяет часть произведенных в своем личном хозяйстве продуктов — яйца, птицу, домашних животных, текстильные изделия и др.— для феодала.

Обычно учитель объясняет эти понятия, приводит примеры каждого вида повинностей, а учащиеся, восприняв объяснения, осознают их и запоминают. Это легко проверяется при воспроизведении ими объяснения учителя или учебного пособия. В точном воспроизведении учеником проявляется первый уровень усвоения.

Но затем учитель попросил привести собственный пример обоих видов повинностей по данному им признаку отличия, и каждый новый пример является применением знаний по образцу. Ученики обычно называют сбор фруктов в садах феодала, рубку леса для его построек, постройку дамб на реке, отдельные виды домашних животных, обувь, изделия домашнего хозяйства И т. д.

Другой пример. В VII классе, где эти понятия опять изучаются, учитель предлагает учащимся перечисление повинностей и просит распределить их по двум видам. Вот эти повинности: церковь строить, двор огораживать, пашню и луг пахать, сеять, жать и отвозить, сено косить, ставить плетень поперек реки для рыбной ловли, сети изготовлять, на праздник привезти корову, овса коням, рыбу доставлять и т. д. И те ученики, которые в требовании приносить рыбу увидят оброк, покажут тем самым, что они не могут еще применить знания и по образцу, поскольку не учли, что ловля рыбы в прудах или реках, неизменно принадлежавших феодалу, относится к барщине.

Но вот уже в старших классах, например в IX классе, учитель дал задание определить, какой вид повинностей был более выгоден для крестьян Н-ской губернии в середине XIX века. Для выполнения этого задания ученик должен определить вопросы, которые надо выяснить, прежде чем дать ответ: чем больше всего занимались крестьяне данной губернии, степень товарности хозяйства, возможные различия между группами крестьян и т. д., и после этого он сможет начать поиск ответа на поставленный вопрос. Иными словами, он свое знание о различии повинностей должен соотнести с новыми явлениями, сам установить эти явления и сам установить связи между ними. В этом скажется новый, третий уровень усвоения, состоящий в творческом применении ранее усвоенных знаний.

Приведем пример из курса физики. На одном из уроков учитель сообщил учащимся всю необходимую информацию, касающуюся закона Архимеда, и на примерах показал, как применять его.

Учащиеся воспроизвели закон и случаи его применения. В ответах сказался первый уровень усвоения.

Затем учитель предложил задачу, в которой требовалось по объему погруженной части тела и плотности жидкости вычислить выталкивающую силу. Зная из информации учителя способ решения, учащиеся нашли ответ и тем самым проявили второй уровень усвоения.

Наконец, через некоторое время учитель дал следующую задачу: в воде плавает брус квадратного сечения. Определить, какое его положение будет более устойчивым — плашмя или на ребре. Для поиска ответа учащиеся должны учесть различие в центре тяжести у бруса при разном его положении в воде. Они сами нашли способ решения, осуществили перенос прежних знаний о центре тяжести в новую ситуацию. Эта задача будет характеризовать третий уровень знания о законе Архимеда. Для него характерно преобразование усвоенных знаний и умений, гибкое их применение для определения их связей с другими, ранее не рассматриваемыми, приобретение с их помощью новых знаний. Вместе, с тем на этом уровне усвоения непременно проявляются и черты творческой деятельности, о которых неоднократно шла речь.

На схеме (см. рис. 3) показаны также связи между различными видами содержания в процессе усвоения. Так, творчески применяя знания, ученик приобретает и часть новых знаний, умений и навыков. Это естественно, ибо творческая деятельность всегда имеет своим результатом новые знания и новые способы деятельности.

С другой стороны, даже применяя знания по образцу, познающий нередко сталкивается с новыми, пускай незначительно новыми обстоятельствами, которые приводят его к новым знаниям. Так, упражняясь на токарном станке при изготовлении деревянного изделия, ученик встречается с разными сортами дерева, неожиданными препятствиями, преодолевая которые он узнает новое.

Все виды и уровни усвоения в реальном процессе взаимосвязаны, осуществляются в различном сочетании, но они протекают и порознь. И надо их четко различать. В противном случае, как это часто на практике и бывает, учителя ограничиваются первыми двумя уровнями, пренебрегая третьим, не выделяя его в качестве самостоятельного. В школе много рассказывают и показывают учащимся, от них требуют выполнения упражнений, т. е. воспроизведения (репродукции) показанных им способов деятельности, но крайне мало уделяют внимания третьему уровню усвоения — творческому применению знаний в процессе решения новых для учащихся проблем. Зная цели обучения, воплощенные в различных видах содержания, различие способов и процесса усвоения их, мы можем определить и различия в методах обучения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт