Урок-беседа.


Контроль знаний учащихся. Контролю подлежат знания учащихся по всем вопросам программы, за исключением тех, которые выделены в рубрику «изучаемые в ознакомительном плане» (заключены в программе в квадратные скобки). Это материал, необходимый для логичного, недогматичного введения последующих понятий, но который учащимся, трудно изложить при ответе. Учитель излагает этот материал на уроке обычно, но не проводит по нему опрос (по желанию учащихся могут использовать его при ответе). Нарушение этого условия приводит. к перегрузке учащихся и занижению оценок их знаний.

В учебник включен материал для дополнительного чтения. На уроке он не излагается (учитель может использовать его, как и всякий другой хрестоматийный материал), учащиеся читают эти параграфы только по желанию.

Наиболее распространены две формы контроля знаний — устный опрос и письменные контрольные работы.

Устный опрос обычно проводится почти на каждом уроке: в начале — для проверки и повторения изученного материала, в конце — для закрепления знаний, выявления степени их усвоения. Возможно, конечно, на отдельных уроках проводить опрос один раз, совсем не проводить —в зависимости от формы и задач урока. В процессе опроса используются приборы, модели, таблицы.

Несмотря на ограниченность времени, особенно в VI—VIII классах, необходимо, чтобы ученик 1—2 раза в четверть отвечал у доски, давая связный, относительно длительный рассказ по теме урока. Кроме того, оценки выставляются за ответы, при проведении фронтального опроса, за решение задач, выполнение лабораторных работ, работ по дидактическим материалам и т. д.

Фронтальный опрос шире применяется на первой ступени обучения физике. Сформулировав вопрос, учитель дает время для обдумывания, ответа и затем вызывает учащегося; при этом рекомендуется спрашивать не только тех учащихся, которые поднимают руку, но полезнее регулировать опрос так, чтобы в течение четверти все имели примерно одинаковое количество оценок за ответы с места. Для этого удобно в специальной тетради со списком класса ввести графу, в которой выставляются оценки за каждый ответ, общая оценка затем выставляется в журнал.

Требования к знаниям учащихся сформулированы в пособиях по методике преподавания физики. В учебном материале, определенном программой, ученик должен знать и понимать: определения, физических величин, понятий; ход физических явлений; законы, закономерности и взаимосвязи, которым подчиняются физические явления; теории и их применения к объяснению частных явлений. К умениям относятся следующие требования: пользоваться приобретенными знаниями для объяснения действия механизмов и хода технических процессов, явлений природы; производить расчеты на основанин изученных формул, производить основные физические измерения и пользоваться измерительными приборами; начертить схему установки и разобраться в предложенной схеме; начертить график зависимости величин и объяснить предложенный график; пользоваться справочниками и таблицами для отыскания значений величин; самостоятельно пополнять знания по учебнику и научной литературе по физике.

Контрольные работы проводят в течение урока (число таких работ ограничено — они проводятся один раз в четверть) или в течение 15—20 минут. Обычно работа по физике содержит три задачи; желательно, чтобы содержание задач позволило выявить три уровня знаний, поэтому первую задачу подбирают так, чтобы для ее решения учащемуся требовалось знать пря;мую формулу или определение величины; вторая выявляет умение применять знания в знакомой ситуации и третья—в новой ситуации, то есть требует творческого подхода к решению. Различаются задачи и по степени трудности, охвату материала, числу действий.

Контрольные работы рекомендованы в методической литературе, среди них рассчитанные на урок и на 15—20 минут.

К подбору задач для письменных контрольных работ предъявляются особые требования. Задача, даже очень хорошая для другой цели, например содержащая познавательный материал, может быть непригодна для контрольной работы. Такой материал не только не воспринимается в обстановке контрольной работы, он даже может затруднить понимание условия задачи. Наоборот, простая ситуация, описанная в задаче, помогает быстрее разобраться в условии.

При соетавлении вариантов контрольной работы рекомендуется руководствоваться следующими правилами.

Задачи для контрольной работы должны иметь трудность не выше средней (не считая задач дополнительных, рассчитанных на индивидуальную работу с хорошо успевающими — учащимися). Ведь следует учитывать обстановку, в которой находится ученик при выполнении контрольной работы, и сделать все возможное, чтобы выявить его истинные знания, не допуская влияния на оценку посторонних обстоятельств (неуверенность, волнение, спешка и др.).

Формулировка задачи должна быть .деткой и ясной, стиль изложения безупречным. Рекомендуется сначала изложить условия, а вопрос поставить в конце задачи, в этом случае задача легче воспринимается учеником. Например, вместо формулировки: «Определите силу тока в участке цепи, состоящей из двух параллельно соединенных проводников сопротивлением 2 и 3 Ом, если напряжение на концах участка равно 1 В. На чертите схему участка цепи» лучше дать формулировку: «Участок цепи состоит из двух проводников сопротивлением 2 и 3 Ом, соединенных параллельно. Напряжение на концах участка равно 1 В. Определите силу тока в участке».

В условиях задачи не должны содержаться неизвестные учащимся термины, лишние данные, нельзя допускать неоднозначных решений или ответов к одной и той же задаче.

Особого внимания заслуживает подбор качественных задач для контрольных письменных работ: пригодны задачи, требующие не слишком распространенного ответа, при выполнении всех остальных требований, предъявляемых к задачам для контрольных работ.

Урок на тему «Диффузия» (VI класс).

Рассмотрим примерную методику проведения урока, организованного в виде беседы. Основной материал темы урока: диффузия в газах, жидкостях и твердых телах; объяснение диффузии с точки зрения молекулярного строения вещества; диффузия — доказательство существования и движения молекул.

Приборы и оборудование: стеклянные цилиндры, раствор медного купороса, вода, тонкая стеклянная трубка, маленькая воронка, нашатырный спирт, раствор фенолфталеина, кусок картона с прикрепленной к нему ваткой, киноаппарат, кинофрагмент «Диффузия».

В процессе опроса повторяют знания о молекулах, промежутках между молекулами, доказательства их существования.

Изучение нового материала начинается с примеров из жизненного опыта учащихся — распространение Запаха (духов, нафталина, цветов). Учитель предлагает учащимся объяснить это явление самостоятельно, затем разъясняет его сам и приводит значения скоростей молекул.

Затем на глазах учащихся подготавливается опыт по наблюдению диффузии жидкостей — в узкий стеклянный сосуд наливают воду, а затем при помощи трубочки и воронки на дно цилиндра наливают раствор медного купороса, отчего вода поднимается кверху, и учащиеся видят резкую границу между водой и раствором (на фоне белого экрана). Сосуд с жидкостями помещают на полку, и наблюдение за изменением границы раздела жидкостей будет проводиться на следующих уроках. Чтобы можно было сейчас же объяснить явление, к этому уроку подготавливают подобные установки, в которых диффузия уже произошла в разных стадиях—один сосуд со слегка размытой границей, другой, в котором высота размытой части составляет 2—3 см. Рекомендуется также подготовить установку— сообщающиеся сосуды с водой: на поверхность воды в одном из сосудов наливают немного спиртового раствора зеленого бриллиантина («зеленки»), который имеет плотность меньшую, чем вода. В этой установке (ее удобно прикрепить к

доске и повесить на стенку) окраска распространяется сначала вниз, а затем — в другом сосуде — вверх, что усиливает наглядность и убедительность опыта. Затем демонстрируют диффузию в газах.

Вместе с учащимися учитель четко констатирует наблюдаемые явления, затем подчеркивает, что перемешивание веществ произошло самопроизвольно, и предлагает учащимся рассказать, что они наблюдали; предлагает объяснить явление (удобнее это сделать отдельно для жидкостей и газов). Затем учитель сам объясняет явление, пользуясь схематическим рисунком, подчеркивает, что самопроизвольное проникновение веществ возможно только в том случае, если вещества состоят из отдельных частиц, находящихся в непрекращающемся беспорядочном движении.

Учащиеся, а затем учитель приводят примеры диффузии, встречающиеся в жизни (распространение запаха, окраски, проникновение соли в огурцы в засолке, воздуха в толщу воды реки, озера, кислорода в кровь животного и т. д.).

Диффузия в твердых телах — более сложное явление, его показывают при помощи кинофрагмента, после просмотра которого учащиеся лишь рассказывают, что нового они узнали о диффузии, какое главное отличие наблюдали по сравнению с диффузией в жидкостях.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт